12 сентября 2023 года пилот «Уральских авиалиний» без жертв посадил пассажирский самолет с неисправной гидравлической системой, совершавший рейс Сочи — Омск на поле в Убинском районе под Новосибирском. Посадил ювелирно, из 161 пассажира медпомощь понадобилась только пятерым, да и то из-за легких ушибов и скачков давления. В тот день мастерству пилота Белова вместе с президентом Владимиром Путиным аплодировали все участники пленарного заседания Тихоокеанского экономического форума. Теперь пилот обвиняется по части 1 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) — до четырех лет лишения свободы. Также следствие оценило сумму ущерба, причиненного авиакомпании, без малого в 119 миллионов рублей.
Напомним, самолет совершил экстренную посадку на пшеничное поле в Убинском районе 12 сентября 2023 года, когда топлива оставалось буквально на несколько минут полета. Лайнер авиакомпании Уральские авиалинии, выполнял регулярный рейс U6-1383 из Сочи в Омск, но в 04:43 прервал заход на посадку в аэропорту Омск-Центральный из-за отказа «зеленой» гидросистемы, одной из трех гидросистем лайнера. Как тогда пояснял гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, при отказе «зеленой» гидросистемы из-за отклонений в работе с тормозными щитками и закрылками посадочная дистанция самолета могла увеличиться. А посадочная полоса аэропорта Омска коротковата. Именно поэтому пилот Сергей Белов и принял решение направиться в новосибирский аэропорт Толмачёво, длина посадочной полосы в котором на 1 км. превышает длину полосы в Омске. Однако из-за нехватки топлива на продолжение полёта из-за сильного встречного ветра, пилот принял решение садиться вне аэродрома. В 05:44 самолёт совершил аварийную посадку на пшеничное поле в районе деревни Каменка Убинского района НСО, в 185 километрах от аэропорта Толмачёво.
Примечательно, что первым к месту происшествия прибыл глава Убинского района Олег Конюк, выехавший из райцентра в одно из сельхозпредприятий района, и прямо из своей машины увидевший экстренную посадку лайнера. Конюк по телефону срочно вызвал МЧС, «Скорую», и автобусы для эвакуации пассажиров. Очевидцы рассказали, что увидев столь оперативную реакцию главы района, пилот лайнера Сергей Белов спросил у Олега Конюка, часто ли в районе совершаются экстренные посадки.
Посадка на поле была настолько аккуратной, что специалисты «Уральских авиалиний», осмотрев лайнер, сообщили, что самолет находится в состоянии, пригодном для возобновления полетов после ремонта. Планировалось, что с наступлением холодов, отремонтированный лайнер сможет подняться с замерзшего поля и долететь до Новосибирска. Однако в дальнейшем планы изменились, и к февралю 2025 года самолет разобрали на запчасти.
В заключении Росавиации было указано, что решение пилотов посадить самолет в поле было «единственно верным и грамотным». Тем не менее, вскоре командир экипажа Сергей Белов в апреле 2024 года был уволен, как сообщила пресс-служба авиакомпании, «по собственному желанию». А Западно-Сибирская транспортная прокуратура посчитала, что препятствий для безопасной посадки самолета с неисправной гидравликой на короткую посадочную полосу омского аэропорта не было. И возбудила против пилота Сергея Белова уголовное дело. Которое, после первого заседания суда, сегодня, 19 ноября 2025 года, было возвращено в прокуратуру. Но, скорее всего, вскоре вернется обратно в суд.
Сам Сергей Белов считает себя невиновным, а заключение привлеченного следствием эксперта о безопасности посадки самолета с неисправной гидравликой на короткую полосу омского аэропорта некомпетентным.
К слову сказать, если бы пилот Белов совершил посадку в омском аэропорту, а безопасной, по мнению следствия, длины посадочной полосы не хватило, последствия для пассажиров могли быть куда серьезней, вплоть до летального исхода. И тогда Западно-Сибирская транспортная прокуратура возбудила бы против Сергея Белова уголовное дело уже по части 3 статьи 263 УК РФ, предусматривающей последствия в виде смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы. В случае, конечно, если бы сам пилот после такой беспроблемной, по мнению следствия, посадки, остался бы жив.
Николай Комарков




