– Сергей Геннадьевич, многие упрекают россиян в том, что за год мы слишком много отдыхаем. Так ли это на самом деле?
– Количество праздничных дней у нас сопоставимо с числом праздников и на Востоке, и на Западе. В Японии, например, тоже празднуют Рождество. Там нет, как правило, отпусков, в среднем японец отдыхает в отпуске два дня в год, а все остальное компенсируется праздниками, и один из них Рождество. В эти даты вся Япония приходит в движение, люди едут отмечать в гости, к родителям.
На Западе праздников примерно столько же, сколько и у нас, только Рождество покороче. Мы ведь 25 декабря тоже празднуем, не столько само католическое Рождество, скорее саму дату.
– Из ближайших российских праздников у нас День народного единства 4 ноября. Но многие не воспринимают эту дату как праздничную, скорее как очередные выходные. Тем более теперь президент объявил у нас целую нерабочую неделю из-за роста заболеваемости коронавирусом, и праздничный повод вообще затерялся.
– День народного единства — это дореволюционный праздник. Его отмечали на протяжении столетий, и сейчас он возрождается, но еще не закрепился в культуре. Именно обращение в историю, в прошлое считаю правильным подходом.
В прошлом в этот день возлагали цветы к памятнику Минину и Пожарскому, повсеместно объявляли выходной, отмечали воспоминаниями из истории. Это был радостный праздник, праздник свободы. С точки зрения истории он прижился, но пока мало его историографии. Вот революционное 7 ноября гораздо лучше документировано, снято большое количество фильмов.
День народного единства заслуживает того, чтобы его возродили, хоть эта задача не из легких: нужна концентрация энергии власти и общества. Точнее, должно быть гражданское общество, которое может реагировать на такие праздники созданием фильмов, концертов, чтобы они были не навязанными сверху, а шли от людей. В это время хорошо вручать государственные премии. Страна должна знать своих героев.
– В этом году официально появился День отца. Нужен ли нам такой праздник?
– Есть культуры, которые больше ориентированы на отношения «дядя-племянник», и они являются ведущими в мировой культуре. Например, у германских народов в средние века была приоритетнее линия «дядя-племянник», а линия «отец-сын» являлась вторичной. Это связано с трудностью установления отцовства в средние века. Сейчас отцовство легко устанавливается, и линия «отец-сын» стала доминирующей, а кроме этого она подкрепляется культурным, библейским, кодом: «Он отдал сына своего единосущного».
Хорошо, что этот праздник появился, но другое дело, приживется ли он, и будут ли дети поздравлять своих отцов с праздником. Пока он пришел к нам сверху, не из народной традиции, но для укрепления семьи и традиционной культуры это ценный праздник.
– А День матери прижился?
– Этот праздник тоже является инициированным властями. В США этот праздник один из ведущих, с красной датой календаря. У нас даже не все вспомнят, когда его празднуют. Есть мощный противовес этому празднику — 8 Марта. Этот день больше ориентирован на поздравление матерей и бабушек в нашей культуре.
– День семьи, любви и верности возник как наш ответ западному Дню святого Валентина. Но последний, хоть и не всеми приветствуется, но все же укоренился, особенно среди молодежи. Как реагируют на его православную замену?
– Это относительно новый праздник. Его отмечают 8 июля, в православном календаре. Это день святых Петра и Февроньи. Для невоцерковленных, то есть тех, кто не ходит в церковь, но считает себя православным, это праздник проходной.
В церквях этот день пышно отмечают. К тому же он приходится на середину лета, проводятся различные концерты. Но сложно сказать, составил ли он конкуренцию Дню святого Валентина с традиционными валентинками, записками, подарками. Время расставит все точки над «i». Оба праздника празднуются, но в разных слоях общества.
– Из западных праздников к нам проник также Хэллоуин. Возможно, он частично прижился потому, что у нас мало своих осенних праздников. Почему у нас не празднуют, например, праздник урожая?
– Хэллоуин изначально и был аграрным праздником. Раньше Новый год праздновался 1 сентября. С концом лета заканчивался сельскохозяйственный год, а в сентябре начинался новый. Мы утратили свои аграрные праздники, в том числе из-за тяжелого исторического периода, когда из деревень выжимали соки и раскулачивали. Со временем ослабло внимание к аграрным традициям.
Но Россия сейчас выступает как сильная аграрная страна, у нас большие достижения в производстве мяса, сборе пшеницы. Занимаем первое место по зерновым в мире. Можно ожидать, что агарные праздники возродятся, и если будет такая инициатива, то ее нужно поддержать. Сейчас сбор урожая празднуется в рамках церковных праздников — это медовый спас и яблочный спас. Под эти даты также проводятся коммерческие ярмарки.
– В России спорят по поводу затянутости новогодних праздников. Нужно ли их сократить?
– Столь длинные выходные экономически обоснованы. Это характерно для стран с сырьевой экономикой, которая подпитывает трубопроводами, и они работают вне зависимости от того, сидит ли человек в офисе. Для нашей страны это не так уж плохо, пусть люди отдохнут. Для инновационной экономики это, конечно, многовато, потому что при длинных выходных люди начинают ориентироваться на зарубежные поездки.
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!