Напомним, что речь идёт о резонансной истории, произошедшей в Новокузнецке. За период новогодних выходных в роддоме №1 по неизвестной причине погибли девять новорождённых. Кузбасский Минздрав и правоохранительные органы региона бросили все силы на то, чтобы выяснить причину целой череды трагедий, и эта история попала под пристальное внимание региональных и федеральных СМИ. Прокуратура региона и местное отделение Следственного комитета незамедлительно начали проверку.
13 января на официальном сайте больницы появилось сообщение о временном прекращении приёма новых пациенток. В сообщении указывалась причина: эпидемия респираторных заболеваний в акушерском стационаре.

В тот же день главного врача Новокузнецкой клинической больницы и заведующего отделением интенсивной терапии временно отстранили от должности, а вскоре задержали.
Академик РАН и заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета Сергей Нетёсов в беседе с «РИА Новости» предположил, что о вспышке заболеваний сотрудникам больницы стало известно ещё около двух недель назад, однако решение закрыть роддом было принято слишком поздно. По его мнению, причиной стала бактериальная инфекция, перед которой были особенно беззащитны малыши, рождённые раньше срока и имеющие иммунодефицит, но в таких случаях роль играет большое количество факторов, которые необходимо внимательно изучить.
Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям: главного врача больницы Виталия Хераскова и заведующего отделением интенсивной терапии Алексея Эмиха подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность) и ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). В рамках проведения расследования опросили потерпевших и свидетелей, изъяли документацию и электронные носители и назначили девять комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Следствие предварительно установило, что причиной гибели девяти новорождённых стала не случайность, а халатное отношение руководства к организации и оказанию медицинской помощи сотрудниками больницы, что и привело к эпидемии. По информации правоохранителей, эпидемия унесла жизни девяти младенцев всего за восемь дней — с 4 по 12 января. Хераскову выбрали меру пресечения в виде заключения под стражу — в следственном изоляторе он просидит до 13 марта, а его подчинённый отстранён от работы, но под стражу не взят.
Несмотря на веские причины для сурового наказания врачей, которые, возможно, повинны в трагических событиях, существует мнение, что обвинение в причинении смерти по неосторожности может «развалиться» — по мнению адвоката Ирины Гребневой, сама формулировка предъявляемой статьи не совпадает с уже установленными фактами, и несостыковка может привести либо к отмене этой статьи в отношении врачей, либо к возникновению юридического казуса.
«Фактически речь идёт о причинении смерти по неосторожности путём бездействия, причём группой лиц и в форме длящегося поведения. Между тем группа лиц по своей природе предполагает наличие сговора и распределения ролей, что в преступлениях по неосторожности априори недопустимо», — объясняет адвокат.
Если фактические смерти детей происходили на протяжении восьми дней и не вызывали никаких последствий со стороны руководства больницы, такое поведение врачей можно назвать «длительным», либо необходимо рассматривать каждую трагедию как отдельный эпизод преступления. Мы обратились за комментарием к уголовному юристу, кандидату юридических наук, доценту кафедры уголовного права и национальной безопасности Новосибирского государственного университета экономики и управления Илье Матвееву. По мнению эксперта, ч.3 вменяемой врачам статьи 293 УК РФ вполне описывает совершённое преступление. С юридической точки зрения, формулировка «двух и более лиц» подходит и под случай с девятью погибшими. В данном случае, по мнению юриста, никаких противоречий нет.
Другой вопрос: подходит ли формулировка «группа лиц»? Совершение преступления группой лиц подразумевает, что члены этой группы состояли в сговоре, и фактор непреднамеренного причинения смерти здесь исключается. Следствию предстоит доказать, что неосторожные действия завотделением и его начальника в данном случае не были согласованы, и два квалифицированных врача в одно время случайно пропустили очевидные признаки эпидемии в относительно небольшом отделении, которое находится под их ответственностью, либо же — что это совпадение и никакого сговора между коллегами не было. Поверить в такую невероятную случайность сложно, а вот в то, что один из фигурантов дела прикрывал халатность другого — вполне. Но не нам судить.
Юрист Илья Матвеев уточняет: в случае, если будет доказано, что преступный сговор действительно был, то ст. 293 УК РФ переквалифицируют в ч.3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), и это обвинение будет предъявлено обоим врачам. Также эксперт заметил, что, если обвинение вменяется и за причинение смерти по неосторожности, и за халатность, значит, следствие рассматривает деяния обвиняемых и как врачей, которые не оказали помощь, имея такую возможность, и как должностных лиц, которые закрыли глаза на нарушения.
Следующей сложностью станет доказательство того, что ответственные за жизнь и здоровье новорождённых детей медработники нарушили регламент, имея возможность сделать свою работу правильно, и дети погибли именно из-за этого, причём регламент должен быть для каждого конкретного медицинского случая (которых в данном случае девять). И этот момент относится к обоим обвинениям — и халатности, и причинению смерти по неосторожности, а значит, следствию предстоит выяснить, совершил ли непоправимую ошибку каждый из фигурантов и как врач, и как должностное лицо.
«Чтобы говорить о причинении смерти по неосторожности путём бездействия, необходимо установить, что существовал очевидный, недвусмысленный и обязательный для исполнения медицинский протокол при конкретной патологии. Далее, что обвиняемое лицо имело реальную возможность его применить, не сделало этого, и именно это бездействие стало прямой причиной смерти конкретного ребёнка. Причём должно быть доказано, что при соблюдении протокола смерть не наступила бы», — поясняет адвокат Гребнева.
Впереди длинная череда экспертиз, в ходе которых следствию предстоит выяснить все тонкости этого дела, доказать или опровергнуть сговор, соотнести реальные полномочия фигурантов дела и как врачей, и как руководителей в каждом из девяти случаев.
Стоит отметить, что максимальное наказание по ч.3 ст. 109 УК РФ составит до четырёх лет лишения свободы, за халатность — до семи лет. А вот за злоупотребление полномочиями, если последствия деяния оказались тяжкими (а девять мёртвых младенцев сложно не назвать тяжкими последствиями) Херасков и Эмих, в случае обвинительного приговора, могут получить до 10 лет лишения свободы, а дорога в медицину им будет закрыта ещё на три года.
Ранее мы писали о взятии под стражу главврача новокузнецкой больницы.
Марина Злобина



