На чем стоим
Главной причиной плачевного состояния теплосетей в Новосибирске нынешний поставщик тепла в городе — «Сибирская генерирующая компания» (СГК) — называет хроническое недофинансирование ремонта и модернизации сетей. И существующая система тарифообразования позитивных перемен не сулит. В существующих условиях нельзя спланировать долгосрочную инвестиционную программу, отмечает Герман Мустафин, который в сентябре этого года сменил на посту гендиректора СГК Степана Солженицына.
«Любой экономический эффект, полученный в тепловом бизнесе при такой системе регулирования за счет, например, снижения потерь или экономии топлива, будет изъят в следующем периоде регулирования. То есть отсутствует стимул все время становиться лучше (…) А чем более неэффективная теплоснабжающая организация, тем больше тариф она получит. Чем больше у нее затрат, тем больше тариф она, предъявив эти затраты, рано или поздно докажет регулятору. Вот то, на какой базе мы находимся и от чего мы хотим уйти», — заявил он в интервью НГС.
Ценовая зона теплоснабжения: теория и практика
Еще в октябре СГК обратилась к муниципальным и региональным властям с предложением перевести Новосибирск в ценовую зону теплоснабжения. Решение может вступить в силу уже в 2022 году.
Речь идет об установлении долгосрочной индексации тарифов — на 10-15 лет. Для Новосибирска тариф предлагается считать по формуле «инфляция + 2,9%». То есть при прогнозе инфляции на 2022 год в 4,3% рост тарифа в 2022 году составит 7,2%.
Сейчас в Новосибирске одна гигакалория стоит 1506 рублей. И это, говорит Герман Мустафин, «самый низкий тариф на отопление среди крупнейших городов с численностью населения более 500 тысяч».
Гендиректор СГК приводит в пример соседний город-миллионник Красноярск, которые уже перешел в ценовую зону, и инвестиции в сети там вдвое превышают новосибирские: за 2021 год 2 миллиарда рублей в Красноярске против 924 миллионов рублей в Новосибирске.
«Должно быть наоборот: в Новосибирске надо перекладывать больше. Степень изношенности существенная: в приоритете в Новосибирске нужно менять около 250 километров теплосетей. В Красноярске мы уже возможность инвестировать получили. У нас идет большая программа реновации сетей. В Красноярске за этот год мы сократили количество аварий на 15% благодаря модернизации, а в Новосибирске аварий стало на 8% больше. В Новосибирске повреждаемость растет, в Красноярске падает — это прямое следствие того, что в Красноярске мы уже два года проводим программу модернизации», — отмечает Герман Мустафин.
В ценовую зону перешел не только Красноярск. В 2020-м по новой экономической модели стали работать Барнаул, Ульяновск, Оренбург, в 2021 году — Пенза, Самара, Чебоксары, Владимир, Прокопьевск, Канск, Бийск. Со следующего года в ценовую зону переходят Иваново и Пермь. Всего реформа реализована уже в 32 городах страны.
Власти соседнего Барнаула отмечают, что в результате работы новой схемы СГК уже вложила в теплосети 2,3 млрд рублей — количество отключенных из-за порывов потребителей за два года сократилось с 389 тысяч до 253 тысяч человек. В Самаре за 14 лет заменят свыше 300 км всех трубопроводов города. Это практически полная модернизация теплового узла города.
Что будет с тарифами и ценами в платежке
Рост цен прежде всего будет зависеть от уровня инфляции. И эта прописная истина, разумеется, касается не только теплоснабжения и в целом системы ЖКХ.
«В идеальных условиях через 10 лет мы бы хотели, чтобы цена на тепловую энергию в Новосибирске была приблизительно равна ценам в других крупных городах Сибири. Для этого нужны ускоренные темпы роста, как и ускоренные темпы перекладки сетей. Прогнозируем, что рост цены будет ежегодно на уровне 7–8%. Такие темпы роста были в Новосибирске в предыдущие годы неоднократно. Сама же платежка, конечно, вырастет на меньшую величину — не более 5%», — говорит Мустафин.
Для примера он приводит прогнозные величины на 2022 год. К предполагаемому Центробанком уровню инфляции в 4,3% мы прибавляем 2,9% из схемы СГК и получаем индексацию тарифа с 1 июля 2022 года на 7,2%. В рублях рост составит 108 единиц (с нынешних 1506 до 1614 за гигакалорию), из которых 65 рублей за счет инфляции и 43 рубля за счет перехода на новую модель.
Но это тариф. В платежке, по расчетам СГК, рост цены для потребителя будет выглядеть следующим образом. При расчете компания исходит из того, что «средняя квартира в доме, где не открываются форточки, закрыт подъезд и заменены окна, потребляет 0,17 Гкал на 1 квадратный метр в среднем за год».
Для квартиры в 54 кв м это означает 9,18 Гкал за год. То есть годовой прирост составит 991 рубль (108 рублей*9,18 Гкал), из которых 570 рублей обусловлены инфляцией.
При этом повышение тарифа обещают понятным, стабильным, известным заранее, как поставщику, так и потребителю.
Госконтроль
Контроль за реализацией программы будут вести федеральные и региональные власти. Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов подчеркивает, что ценовая зона теплоснабжения формально не предполагает госрегулирования тарифа, но предельная цена при этом рассчитывается на основании методики, которую утверждает Минэнерго России. А долгосрочная индексация тарифа прописывается в графике, который утверждает регулятор — в нашем случае это департамент по тарифам Новосибирской области.
В результате теплоснабжающая организация получает 10-15-летний горизонт планирования, вкладываясь в модернизацию хозяйства сегодня, получая возмещение затрат в последующие периоды. Получается своего рода инфраструктурная ипотека: инвестиции вперед, оплата их — в рассрочку. Министр Архипов считает, что переход Новосибирска в ценовую зону теплоснабжения позволит привлечь необходимые сетям инвестиции и повысит надежность и безопасность всей системы в целом. Для жителей это будет означать, что новосибирцы уже в течение нескольких лет получат более качественное теплоснабжение.