Фрукты и овощи сезонные, а Сухроб — круглогодичный
Сезоны сменяют друг друга по кругу: за относительно плодотворным летом, когда в городе почти ежедневно проводились рейды (об их эффективности можно спорить, но они хотя бы были) по пресечению незаконной торговли, пришла и прошла осень. Фруктово-овощная мафия трудилась и в дождь, и в снег, лишь по «случайному стечению обстоятельств» прерываясь на время проверок. И вот наступила зима, а мафии — хоть бы что, как торговала, так и торгует. Который месяц продолжает работу лоток у остановки на Красном проспекте, 157. Здесь торгует Сухроб, пользующийся покровительством некоей Марины Викторовны.
Эта «бизнесвумен», по ее же собственным словам, вместе с мужем работает в ФСБ. И хотя, как выяснил НДН.инфо, это и не так, складывается полное ощущение, что покровители уже у самой Марины Викторовны будут даже где-то повыше во властной иерархии, поскольку ни муниципальные чиновники и депутаты, ни региональные министерства и ведомства, ни федеральные контролеры и силовики оказались не в состоянии справиться даже с одной ее торговой точкой.
Сухроб: летне-осенне-зимняя версия
Мафия
Именно так, по информации депутата городского совета Георгия Андреева, следовало бы именовать ту структуру, что, по его словам, контролирует уличный фруктово-овощной рынок.
«Это вполне понятные люди, которых знают и в мэрии, и у нас, в администрации Дзержинского района. Имен я, с вашего позволения, называть не буду… Есть несколько семей, которые фактически испортили жизнь в городе», — заявил он как-то в радиоэфире.
Но кто же должен бороться с мафией?
Глава профильного департамента мэрии Виталий Витухин еще в августе обещал отобрать у всех нелегалов весь их нелегальный товар, но потом оказалось, что на всю продукцию у него только один рефрижератор, в который весь нелегальный товар ну никак не помещается. И овощи с фруктами забирать прекратили. Во всяком случае, громких победных реляций от чиновника больше не слышно.
Депутаты с опаской говорят о тех, кого нельзя называть…
Полицейские, как недавно выяснилось, и сами порой готовы крышевать «мафиозные» торговые точки. Причем совсем недорого — буквально за «Роллтон» и водку.
Безнадега… Но тут в региональный центр прямиком из Кремля пожаловал долгожданный полпред Анатолий Серышев. Человек служивый, да не абы где, а в органах госбезопасности. Уж он-то знает, как с мафией бороться. В общем, зажглась надежда.
Луч света
И вскоре, опираясь на кипу публикаций НДН.инфо о незаконной уличной торговле, к Анатолию Серышеву обратился депутат горсовета Ростислав Антонов. В аппарате полпреда сообщили, что обращение будут рассматривать сразу в пяти инстанциях — ГУ МВД, Россельхознадзоре, Роспотребнадзоре, правительстве региона и мэрии Новосибирска. Вот это подход, пять ведомств за раз!
И закрутилось все сызнова. Компетентные органы стали писать о своих трудах на ниве борьбы с торговцами-нелегалами. Писать примерно все то же самое, что и в ответах на запросы НДН.инфо минувшим летом — знаем, есть проблема, делаем немногое, ну или вообще ничего, но работа будет продолжена — этакий вечный двигатель с околонулевым КПД.
И вот, наступила последняя декада года. Лоток Сухроба как ни в чем не бывало отпускает свой товар неизвестного происхождения, с которого не заплатит ни копейки налогов ни в один из бюджетов. И откуда у него только клиенты берутся, ведь, по результатам опроса мэрии, 42% новосибирцев выступили за перенос всей уличной торговли в оформленные в едином стиле киоски, а еще 57% заявили о необходимости полностью убрать хаотичную торговлю с улиц города.
Но не будем отчаиваться — полпред в наших краях человек новый. Освоится, соберет информацию и поможет местным коллегам навести порядок на городских улицах и площадях… Наверное…
Девочка Таня
К тому же масштаб и сложность проблемы гораздо шире, чем десятки лиц без гражданства и регистрации, торгующих продукцией сомнительного качества на улицах города, там, где им вздумается. Покупать ее или нет, каждый выбирает сам. А есть ли выбор у 13-летней девочки по имени Таня (имя изменено редакцией), которая этой осенью была замечена за одним из таких прилавков? С полицейскими Таня тогда общалась неохотно (под прицелом трех пар глаз, наблюдающих за девочкой со стороны, едва ли могло быть иначе), сказала лишь, что ее родителей поблизости нет. Однако один из наблюдателей, вышедший из своего укрытия, неожиданно заявил, что он и есть Танин папа. Предоставил данные для составления протокола о незаконной торговле и спокойно продолжил вести дела.
Еще в сентябре редакция НДН.инфо, описав увиденное, направила открытое письмо уполномоченному по правам ребенка в Новосибирской области Надежде Болтенко. Защитница прав детей в официальном ответе назвала ситуацию с привлечением детей к незаконной уличной торговле недопустимой и сообщила, что обращение принято к рассмотрению. Болтенко также пообещала проинформировать редакцию о результатах проверки — после этого пошел уже четвертый месяц. Ни о каких результатах ничего не известно.
Проблеме незаконной торговли посвятили три круглых стола, проведенных в Пресс-клубе Новосибирского союза журналистов. Участники дискуссий, в состав которых вошли депутаты, представители полиции и других структур, пришли к выводу, что самой действенной мерой в борьбе со стихийной торговлей станет изъятие товаров, но его невозможно проводить без соответствующих изменений в федеральном законодательстве. Как оказалось, это не так: товар беспрепятственно начали изымать, но проблему, очевидно, это не решило. Площадь Калинина остается филиалом Хилокского рынка, а город — дисперсной Гусинобродской барахолкой. «Война», объявленная Виталием Витухиным нелегальным уличным торговцам, оказалась проиграна вчистую.