Историк и демонолог Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Антонов посвятил изучению фольклора, в том числе примет, связанных с похоронами, научную карьеру.
Антонов считает, с точки зрения русской культуры, покойники гармонично интегрированы в общество живых людей. Переходя в иное бытие, они остаются в тесном контакте со своими родными: являются во сне, их нужно кормить в поминальные дни и поминать, их нужно навещать, а в другие дни они сами приходят и навещают живых.
Поэтому иногда говорят, что не нужно запирать калитки на кладбищах, потому что тогда покойники не смогут навещать родственников и будут недовольны. Но их «визит» возможен только в определенные дни. Если покойный явился без всякого повода, то это уже дурное предзнаменование.
Похоронная традиция предполагает, что покойника нужно достойно проводить, снабдив всем необходимым, одеждой, хорошим гробом. Провести поминки, наесться и напиться. Во время поминок душа усопшего как бы тоже незримо ест и пьет. Если он плохо устроился на новом месте, то он будет являться во сне и что-то просить, и это нужно передавать на тот свет.
Что можно и нельзя делать на похоронах
Вот короткий свод правил, как нужно вести себя сразу после смерти близкого и во время похорон.
Пока не вынесли гроб, в доме нельзя делать уборку. Согласно приметам, выметая сор, можно случайно вымести личные вещи или волосы покойного, через которые темные силы могут завладеть его душой. У этого есть и чисто гигиеническое объяснение: подметание в момент, пока усопшего не вынесли, может способствовать распространению инфекций по квартире.
В гроб нельзя класть чужие вещи. Считается, что через них покойный может забрать с собой часть их жизненных сил и не уйти в иной мир.
Покойнику закрывают глаза и рот. Суеверные люди опасаются, что если глаза умершего будут обращены на кого-то из живых, то с этим человеком может произойти несчастье.
Крышку гроба нельзя заколачивать дома. Согласно поверью, если это сделать, то смерть может вернуться в этот дом.
Покойного нельзя трогать и целовать. С мистической точки зрения, это плохой знак. С точки зрения медицины, это чревато заражением какой-либо инфекцией.
После похорон ритуальные предметы оставляют на кладбище. Полотенца, свечи, цветы, фото покойного не следует уносить домой.
Возвращаясь с кладбища, нельзя оборачиваться. Считается, что так можно привлечь смерть.
Нет дороги назад
Второй важный момент, который должны соблюсти родственники, необходимо покойному закрыть путь обратно.
«Поэтому переворачивают мебель, на которой стоял гроб, ставят его ногами к двери, чтобы покойник не запомнил дорогу к дому, закрывают зеркала и все отражающие поверхности. Раньше сани переворачивали, на которых гроб везли. Следят, чтобы животное через него не перескочило, поэтому животных из дома удаляют. Если животное перескочет, то в него может войти душа, и таким образом вернуться», — перечислил историк в эфире Kuji Podcast.
После похорон в доме необходимо все тщательно помыть и продезинфицировать. С точки зрения мистики это еще один пункт, который не позволит вернуться умершему, с гигиенической — не позволит распространиться инфекциям.
Бывает, что умершие родственники приходят во сне. Они являются, чтобы помочь, предупредить об опасности, надвигающейся болезни, о том, что плохо кому-то из близких и даже чтобы утянуть в мир иной. В последнем случае от них надо уберегаться.
Бывает, что покойные являются с просьбами, так как в потустороннем мире им может чего-то не хватать: каких-то вещей, потому что мерзнет, хлеба, потому что недоедает, обуви, потому что ходить не в чем, документов, потому что «место не дают».
Если же усопший часто является или настойчиво просится назад, значит при жизни был колдуном, нехорошим человеком или не смог устроиться на новом месте либо не отжил свой срок. От таких душ традиционная культура предлагает защищаться оберегами.
Самым опасным считается, если покойный является наяву. От них необходимо иметь защиту в виде оберега из чего-то металлического и острого: ножей, вилок, булавок, иголок, ножниц. Булавки и иголки прикрепляют к одежде, другие предметы оставляют у калитки или двери.
Не нашедшие себе места на том свете покойные боятся острого и в метафорическим смысле: чеснока и лука из-за острого запаха, красного цвета (режет глаз), из слов — бранной речи. В южно-славянской традиции являющиеся наяву мертвецы и есть те самые вампиры, упыри и вурдалаки и могут пить кровь.
Все эти традиции Антонов собирал в многочисленных экспедициях по деревням, где до сих пор сильна вера в магию и чуть ли не каждая вторая женщина считается колдуньей. В одной из экспедиций в Саратовской области с ним и его коллегами-историками произошел страшный случай.
«Утром рано увидели на крыльце домика, который снимали, закрут из колосьев и трав с заговором. Переступать его ни в коем случае нельзя. И мы уже знали, что это нас таким образом прокляли. Мы потом узнали, кто и за что: местные бабушки думали, что мы украли у них мочалки. Мы взяли лопатой этот закрут, сфотографировались, выбросили и забыли. Потом приехали в Москву, и через несколько месяцев молодая сотрудница экспедиции умерла, просто не проснулась», — рассказал Антонов.
Порой провести границу между суеверием и настоящим колдовством не могут даже специалисты.
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!