Из Лондона в ФСБ
Мещанский суд Москвы приговорил бывшего депутата Госдумы от КПРФ (в 1999-2003 гг.), бизнесмена Леонида Маевского к 11 годам колонии строгого режима. Его помощник, бывший пресс-секретарь холдинга «Юнитайл» Максим Букин и экс-юрист «Альфа-Групп» Владимир Афонькин получили по 10 лет каждый.
По данным обвинения, фигуранты угрожали обнародовать «позорящие» топ-менеджеров сведения при продаже в 2012 году акций «Мегафона», а также их якобы причастность к убийству пропавшего основателя «Мегафона», гражданина США Леонида Рожецкина. За свое молчание они требовали 37,5 млн долларов, передает BFM.
Согласно материалам дела, вымогательство началось в ходе процесса в Лондонском арбитражном суде, где Маевский с ноября 2016 года добивался у «Альфа-групп» выплаты тех самых 37,5 млн рублей как компенсацию за принудительную, как он считал, продажу фирм, входящих в группу компаний «Юнитайл». Адвокаты, представляющие интересы «Альфа-групп» в лондонском арбитраже, подготовили предложение о выплате Маевскому «отступных» в размере 200 млн рублей. Но тот, как следовало из оглашенных в суде показаний Михаила Фридмана, счел это «оскорбительным». И пригрозил обнародованием «компромата». В ноябре 2018 года Фридман, Авен и Хан подали заявление в ФСБ. На Маевского, Букина и Афонькина завели уголовное дело. В 2020-м начался судебный процесс. Который завершился приговором к 31 году колонии на троих. Защита осужденных будет этот приговор обжаловать.
Эхо САХО
В свое время Леонид Маевский успел наследить и в Новосибирске, поучаствовав в печальной истории агрохолдинга САХО («Сибирский аграрный холдинг»).
В декабре 2012 года основатель САХО Павел Скурихин объявил о передаче компании в руки кризисному управляющему и выходе из бизнеса. На тот момент холдинг входил в топ-10 крупнейших владельцев российских сельхозземель (около 400 тысяч га), но после кризиса 2008 года находился на грани выживания.
Спасать САХО взялся Леонид Маевский. «Потенциал САХО с точки зрения возможности увеличения производства достаточно велик. Кроме того, сегодня на рынке АПК есть возможности для консолидации, которую хорошо воспримут как внутри России, так и за ее пределами», — говорил он в начале 2013 года.
Скурихин же говорил, что выбор в пользу Маевского был сделан, поскольку у того «впечатляющая репутация предпринимателя, способного добиваться успешных результатов через финансовое оздоровление предприятий».
Вместе с тем уже тогда, как писал Forbes, «на пути спасения САХО возникло непреодолимое препятствие: 4 декабря 2012 года по ходатайству одного из кредиторов группы — ВТБ — Высокий суд Лондона заморозил активы Скурихина лично и двух английских компаний, бенефициаром которых он может являться».
А меньше чем через год совет директоров САХО принял решение расторгнуть соглашение о сотрудничестве с Маевским. В заявлении для СМИ, подписанном председателем совета директоров группы Сергеем Солоусовым, в частности сообщалось, что совет директоров направил в правоохранительные органы Новосибирской области заявление о незаконных действиях топ-менеджеров группы, пришедших в компанию после того, как в феврале 2013 года Маевский получил оперативный контроль над САХО.
Сделку с Маевским признали недействительной, поскольку не был выполнен пункт о погашении задолженности предприятий группы перед кредиторами.
Вскоре началась распродажа активов компании. А в 2014 году Высокий суд Лондона приговорил Скурихина к 16 месяцам тюрьмы за неуважение к суду (он не явился на слушания по делу о банкротстве). В марте 2016 года Арбитражный суд Новосибирска признал Павла Скурихина банкротом.
Чуть позже схожий путь, только уже с вмешательством ФСБ, делами о хищении и уголовными судами прошел другой бывший агрогигант с 50 предприятиями и 335 тысячами га пашенных земель на пике своего могущества — алтайская «Изумрудная страны».
Недавно, в марте 2022 года, на заседании аграрного комитета заксобрания Новосибирской области припомнили обе эти истории, заявив о беспокойстве в связи с образованием нового агрогиганта.
«У нас были примеры — САХО, «Радуга», у наших соседей была «Изумрудная страна». Мы помним, как это все росло, попутно разрушая крестьянские хозяйства. В Новосибирской области до сих пор «расхлебывают» эту ситуацию», — заявил глава комитета Денис Субботин, предложив обратиться к министру сельского хозяйства области с просьбой проинформировать депутатов о ситуации вокруг агрохолдинга «Горкунов».
По его словам, «поступает огромное количество обращений (…) вопросы, запросы, жалобы, непонимание сельхозпроизводителей и крестьян, граждан по поводу очень активного расширения холдинга, который формально или неформально возглавляется господином Горкуновым». «У нас есть печальный опыт, хотим разобраться. В четвертый раз можно же уже на воду подуть», — заключил он.
Группа компаний «Горкунов», как сообщается на ее сайте, с 2006 года запустила семь тепличных комбинатов, в том числе «Новосибирский», «Толмачевский» и «Обской». На 2021 год общая площадь теплиц составляла 100 га, годовой валовый сбор 100 тысяч тонн овощной продукции. Комбинаты отгружают свою продукцию по всей стране, от Дальнего Востока до Крыма. Группа зарегистрирована в Москве.