Примерно за месяц до мероприятия на городских улицах была развернута широкомасштабная рекламная акция. Информация о грядущем мероприятиям размещалась на бесчисленных билбордах, кроме того, на площадях Ленина и Маркса демонстрировались видеоролики. Содержание рекламных щитов призывало: «Если любишь — женись!», утверждало: «Семья — самая тесная связь на Земле», заявляло: «Ищу мать своих будущих детей!». По поводу последнего лозунга новосибирцы шутили, называя мероприятие «православным клубом знакомств».
Шествие началось от собора Александра Невского в 13:00, впрочем, организаторы и первые участники начали собираться в полдень. В назначенный час около трех тысяч человек (втрое меньше, чем было заявлено при согласовании мероприятия — тогда организаторы предполагали участие десяти тысяч человек!) выдвинулись по Красному проспекту в сторону Нарымского сквера.
Православные новосибирцы пребывали в приподнятом настроении. На вопрос корреспондента НДН.инфо, «по какому поводу банкет» (точнее, «Какой праздник отмечается сегодня?»), большинство уверенно рапортовало про «день семьи», некоторые — про «день влюбленных». Что, в общем-то, не является ошибкой — православная социальная реклама позиционирует этот день именно таким образом, надеясь избавиться от буржуазного Дня Святого Валентина.
Решаем продолжить опрос — следующий вопрос: «Являетесь ли вы православным христианином?». Ответ утвердителен (что логично) у всех собеседников, кроме группы хихикающих девчонок-подростков, которые, потупив взоры, признаются, что проходили мимо и «решили потусить».
Всех, назвавшихся православными, просим прочитать наизусть «Отче наш» — молитву, с которой знакомо, наверное, большинство россиян, так прочно она вошла в культурный код наших соотечественников. Уверенно декламируют двое — старушки с иконами в руках. Трое парней из колонны под транспарантом «Спортивные коллективы» запинаясь, воспроизводят первые две строчки, еще один дотягивает до «Царствие Твое». Девушка по имени Алена — в длинной юбке и платке — в целом воспроизводит смысл, но путается в словах. Подводя итоги «мини-тестирования»: из восьми опрошенных двое «Отче наш» знали, трое — «в общих чертах», еще трое, смутившись, беседовать на эту тему отказались.
К слову, о визуальном сопровождении. Помимо транспарантов, отделявших группы участников друг от друга («Спортивные коллективы», например), которые навевали мысли о советской первомайской демонстрации, ярких пятен в колонну добавляли разноцветные воздушные шары (которые, к слову, навевают все те же ассоциации). Во главе шествия переливались золотом оклады икон и одежды представителей церкви. Что же до звука — мероприятие прошло довольно тихо в сравнению с другими демонстрациями (а ведь ею является, по сути, крестный ход).
Шествие завершилось в Нарымском сквере у памятника Петру и Февронии, где прошел «праздничный молебен». Также в сквере состоялись другие праздничные мероприятия — конкурсы, молодежный бал и мастер-класс от историко-культурного центра «Отражение» и концерт группы «Штрих-Кот». Что, надо отметить, не особенно отличалось от любого городского мероприятия.
Отметим, что главная городская магистраль, а также прилегающие к ней улицы, была местами перекрыта скучающими сотрудниками ДПС около двух часов, что спровоцировало на городских улицах пробки в неурочный час. Движение общественного транспорта было, по свидетельствам очевидцев, весьма затруднено: маршруты автобусов менять не стали, они лишь останавливались для пропуска колонны. Впрочем, шествие закончилось даже раньше, чем планировалось — православные достаточно оперативно преодолели назначенный маршрут.
Избытка сотрудников правоохранительных органов на крестном ходе не наблюдалось — городские власти явно больше доверяют православным жителям нашего города. Напомним, что это уже третий крестный ход с перекрытием улиц в Новосибирске меньше, за последние полтора месяца.
Елена Зотова
Фото Алексея Чистякова