Вопреки заверениям телеведущих и корреспондентов федеральных телеканалов, после года запрета на ввоз в Россию продуктов из стран, применивших к российским гражданам и компаниям экономические санкции, глобального импортозамещения не произошло, а импортеры нашими ответными мерами не просто остались в седле, но сумели нарастить производство.
Аналитический центр при правительстве опубликовал доклад по итогам исследования «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли». Эксперты пришли к выводу, что продовольственное эмбарго привело к резкому скачку цен на продукты в России, а качество продовольственных товаров лишь снизилось. Отчасти эмбарго помогло отечественным производителям в импортозамещении, но большая часть этих успехов связана с вложениями предыдущих лет.
За полтора года, к маю 2015 г. продовольственная инфляция достигла 28,7% (по отношению к ценам декабря 2013 г.), констатируют аналитики. Главными причинами роста цен стало падение рубля, а также «поведением производителей и хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью, в условиях ограничения импортных поставок на российский рынок».
В Новосибирской области с начала 2015 г. цены на продовольствие в среднем выросли на 9,2%. Впрочем, по целой группе товаров от шоколадных конфет и майонеза до свеклы и моркови наблюдался рост от 20% до 70%.
Читайте также: «В Новосибирске приостановился рост цен на продукты»
Примечательно, что двузначными величинами росли цены в том числе и на те товары, что не попали под эмбарго: цена на сахар выросла на 52,2%, на подсолнечное масло ― на 23,7%, на макаронные изделия ― на 21,6%.
Свинина и мясо птицы дорожали еще с начала 2014 г., в том числе в связи с введенными Россельхознадзором ограничениями на ввоз данных товаров. Эмбарго лишь усилило ранее сложившиеся ценовые тенденции на рынках мяса и рыбы. А вот «рост цен на молочную продукцию и яблоки стал непосредственным результатом сокращения поставок импортной продукции и снижения конкуренции на российских рынках», считают правительственные аналитики.
Они также полагают, что возможности для импортозамещения контрсанкции созданы были, но потенциал их не реализован, поскольку производство ряда продуктов связано с длительными циклами перспектива одного-двух лет вовсе не манит потенциальных инвесторов. Более того, выросли расходы на закупку импортного сырья для производства, ожидается рост цен на фураж. А возможности привлечения кредитных средств снижаются.
И если в мясном производстве еще есть какая-то жизнь, преимущественно за счет свиноводства и птицеводства, то в рыбной отрасли, продолжают эксперты, наблюдается существенное снижение объемов производства свежей и охлажденной рыбы и увеличение мороженной. Сокращение поставок свежей и охлажденной рыбы связано с высокой зависимостью отечественных предприятий от иностранных мальков и оплодотворенной икры лососевых, ввоз которых в начале 2015 года заметно снизился.
Производители молочной продукции пока не могут компенсировать выпавший из оборота импорт. Неплохо идут дела у сыроделов. Но это опять-таки, считают авторы доклада, следствие тенденции роста 2013 г.
«Кроме того, несоответствие объемов имеющегося сырья и роста производства сыров может свидетельствовать о том, что столь резкое увеличение может быть частично обусловлено ростом производства фальсифицированной продукции», — уточняется в документе.
Его авторы признают, что продуктовые санкции стимулировали рост отечественного производства, однако оно носило исключительно «точечный характер».
На минувшей неделе Еврокомиссия опубликовала доклад по итогам года продовольственного эмбарго России. По представленным данным Европа не только не пострадала от потери российского рынка сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а напротив — нарастила экспорт на 5%, или на 5 млрд евро.
Фото: rshn-nso.ru