Откуда ветер дует
Идея ввести норматив на поголовье скота в личных подсобных хозяйствах принадлежит главе Ставрополья Владимиру Владимирову. На совещании по ходу уборочных работ, состоявшемся 3 августа в Сочи, он заявил, что в России нет четкого критерия личного подсобного хозяйства. По его мнению, некоторые россияне держат по 14 тысяч овец и по 1,5 тысячи голов КРС. При этом не являются предпринимателями и не платят «никаких страховых взносов». Кроме того, считает Владимиров, «в отсутствие земли у себя занимаются фактически вредительством и создают социальную напряженность».
Что Владимиров имел в виду, говоря о «вредительстве» и «социальной напряженности», неизвестно. Да только премьер Дмитрий Медведев отреагировал незамедлительно. И уже 7 августа поручил ряду министерств проработать этот вопрос. А результаты представить 23 сентября. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что уничтожать поголовье все же не будут.
Потребность в ограничении поголовья скота связана с санитарными нормами, говорится в комментарии Минсельхоза. Как пояснил глава ведомства Александр Ткачев, Медведев поручил разработать «ветеринарные правила содержания сельхозживотных в личных подсобных хозяйствах», дабы соблюдались санитарные нормы и обеспечивалась благополучная «эпизоотическая и экологическая обстановка». Кроме этого, Минсельхоз планирует «взаимоувязать площади земель, используемых хозяйством, с поголовьем сельхозживотных». Иными словами, министерство будет вымерять площадь, которая необходима для содержания, к примеру, одной коровы. Эти меры, пообещал Ткачев, будут «рациональны».
В рациональности введения ветеринарных норм как раз никто не сомневается. А что касается «взаимоувязывания»… Тут могут возникнуть проблемы. И что делать селянам, если этой самой площади окажется недостаточно? Коровники перекраивать? Или вторые этажи надстраивать?
К слову, не все фермеры восприняли очередную правительственную инициативу однозначно. Одни уверены, что решение направлено на поддержку крупных производителей и выступили против. Другие задумались о насущном — чем будут заменены санкционные продукты, если «перекрыть кислород» мелкому производителю. Пусть даже и не зарегистрированному.
Новосибирск — не Ставрополье
Лет 10 назад на частном подворье в Новосибирской области содержалось до 750 коров, рассказывает директор ЗАО «Черемошинское» Геннадий Антонов. Сейчас поголовье сократилось раз в 10. И так сплошь и рядом.
«Ограничивать по большому счету уже нечего. Я считаю наоборот, нужно стимулировать разведение скота на личных подворьях. Если в Ставрополье в личных хозяйствах содержится до 1,5 тысячи КРС и 15 тысяч свиней, это одно дело. В Новосибирской области ситуация кардинально отличается. Если решение об ограничении поголовья будет принято, то к регионам надо подходить дифференцированно», — говорит Антонов.
Сельское население стареет, молодежи практически нет. Пенсионерам держать скот своими силами становится затруднительно. Причина тому одна — корма непомерно дорогие.
«На одну корову на зиму необходимо примерно шесть тонн сена. Это стоит 12 тысяч рублей. Ну и фуража закупить тысяч на семь, а если есть приплод, то уйдут все десять. И выходит, что молоко, которое человек получает, всех затрат не окупает. А если оно и закупается организациями, то по смешным ценам. Поэтому сейчас личные подворья по большому счету убыточны. Более-менее свиньи дают прибыль, да и то при условии, что кто-то где-то умудрился достать дешевые корма», — пояснил Геннадий Антонов.
Поголовье скота в личных подсобных хозяйствах Новосибирской области катастрофически сокращается. Раньше на выпас выгоняли по 150—200 голов скота. Сейчас эта цифра не выше 20–30, рассказывает глава крестьянского фермерского хозяйства Владимир Василенко:
«Когда я учился в школе, в поле выгоняли по три-четыре стада. Сейчас поголовье массово сокращается. Есть санитарные нормы, их соблюдать необходимо. Но ограничивать поголовье… Большей глупости за последнее время я не слышал».
По словам Василенко, эта мера может привести только к негативным последствиям:
«В любом селе или деревне людей, которые держат скот на подворьях, можно по пальцам пересчитать. Если еще им по рукам ударить… На что они жить будут? По одной корове никто не будет держать, это экономически невыгодно. Я считаю, что никаких нормативов на скот в Новосибирской области вводить не следует. Одно дело заставить человека платить налоги, если он что-то производит. И совсем другое — сократить производство. И здесь человека нужно побудить к тому, чтобы он зарегистрировался, а не ограничивать поголовье».
Наталья Рааб держит частное подворье и занимается разведением коз. И относительно инициативы также настроена негативно:
«Недавно мы сами сократили поголовье, потому что по 40 литров козьего молока просто скисало. И теперь держим коз чисто для себя, чтобы в пищу употреблять натуральные продукты, что могут себе позволить немногие. Инициатива правительства «хорошая», направлена на поддержание «порошкового» молока. Об этом все знают, но продолжают покупать именно его. Сейчас деревни и села находятся в таком состоянии, что ограничивать по сути нечего. День за днем поголовье и без того сокращается. Многие держат скот только для себя»
Инициативы Центра появляются столь стремительно, что и не уследишь. К примеру, уничтожение санкционных продуктов. «Депортация» импорта, видимо, показалась слишком затратной, поэтому его решили уничтожать, как говорится, не отходя от кассы. Причем «любым доступным способом». И неважно как. В итоге только за первые сутки действия указа президента в стране было уничтожено 320 тонн неугодного импорта. Ну а в Новосибирской области под бульдозер пустили 650 килограммов вполне себе съедобных польских яблок.
Другая не менее интересна и курьезна одновременно. Касается она импортной медицинской техники. Ну да бог с ней. Только неугодными почему то стали заграничные средства борьбы со СПИДом. И чем, спрашивается, они не угодили? Нашим «резинкам» россияне не очень-то доверяют. А если порвется? Профилактика насмарку? Да и линейка отечественных презервативов не столь масштабна в сравнении с забугорными собратьями.
А тут ставропольский губернатор вдруг решил, что скота люди слишком много держат. И доложил об этом премьеру. Казалось бы, разбирайся со своим краем сам, почему другие регионы должны страдать? Новосибирская область — не Ставрополье. Больших подсобных хозяйств здесь днем с огнем не найдешь… А дальше кто? Дачники?
Александр Ярошевский
Фото: nlomov.pnzreg.ru