Здоровье водителей вызвало опасения?
Законодатель задумал наладить взаимодействие Минздрава и МВД с тем, чтобы актуализировать базу данных о «выданных медицинских заключениях о наличии (об отсутствии) у водителей… (кандидатов в водители…) медицинских противопоказаний».
По мнению инициаторов законопроекта (МВД), отсутствие такого взаимодействия приводит к тому, что водители, имеющие противопоказания продолжают ездить, создавая угрозу себе и окружающим. Нередки случаи, когда документы на управление транспортными средствами есть, попросту говоря, у алкоголиков, наркоманов и психически больных людей. Также имеют место быть факты внезапной смерти за рулем из-за резкого ухудшения здоровья.
Проект федерального закона сейчас находится на стадии обсуждения. В случае его принятия, клиники будут обязаны предоставлять данные о состоянии здоровья водителя, которые затем будут занесены в единую базу данных.
Лишения и возвраты
Лишить водителя права управления транспортным средством может только суд. Если лишенный прав водитель пойман на дороге за рулем, он несет ответственность согласно КоАП РФ. Возвращается водительское удостоверение только после проверки знаний ПДД. Путем сдачи теоретического экзамена. «Такая проверка осуществляется по истечении не менее чем половины срока лишения права управления», — ответили НДН.инфо в ГИБДД НСО.
При этом водители, у которых права отобрали за езду в пьяном виде, должны предоставить еще и новое медицинское заключение «об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами». Эти же правила действуют и в отношении лиц, у которых права изъяли по медицинским противопоказаниям. Поблажка заключается в том, что им не нужно сдавать теоретический экзамен.
Сердечники и эпилептики могут остаться
Проблематика категорически важная, инициатива правильная, направление верное, убежден председатель общественного совета при Минстрансе НСО Алексей Носов:
«Единственное, что методика реализации… Когда предлагают изобрести что-то новое, в большинстве случаев это упирается в какие-то бюрократические проволочки, которые потом годами приходится решать. Во времена Советского Союза была правильная и отработанная система, которая состояла из вытрезвителей, входивших в структуру МВД. Это был первый уровень взаимодействия между МВД и органами здравоохранения».
Алкоголиков было видно сразу, продолжает Носов. При диспансеризации МВД получало сведения незамедлительно.
«Может быть проще вернуться к старому? Ведь с момента закрытия вытрезвителей алкоголиков стало больше. Еще один страх потерян. Сейчас что хочешь, то и делай. Хочешь быть алкоголиком, наркоманом — будь им. Хочешь права — пожалуйста! А как проверить, алкоголик получил права или нет, если нет единой системы? Это вопрос не только того, кто сядет за руль. Автомобиль это только один из источников повышенной опасности», — отмечает эксперт.
По мнению председателя общественного совета минтранса, страдающие алкоголизмом люди не должны управлять автомобилем, поскольку они сами социально опасны.
«Если человек страдает неизлечимым заболеванием, к примеру, эпилепсией или астмой, то есть такое понятие как медицинский консилиум. Врачи принимают решение, может ли человек управлять автомобилем. При определенных формах эпилепсии во многих странах разрешено допускать человека за руль, если он заранее может предчувствовать приближение приступа. Если человек владеет своим организмом даже при условии, что его заболевание неизлечимо, он может заблаговременно остановиться и подготовиться. Это же касается и других заболеваний. Речь идет не о том, чтобы выгнать с дорог эпилептиков, астматиков или сердечников, а о том, чтобы выгнать с них алкоголиков и наркоманов, так как по их вине случается большинство ДТП со смертельным исходом», — считает Носов.
Данные будут недостоверны
Создание базы данных по заключениям учреждений, где водители проходят комиссию, нецелесообразно, считает директор Клиники профессиональной медицины ООО «СВ Профи полюс» Светлана Семенова:
«Я не представляю, как это может быть сделано. Получается, что данные будут собирать со всех регионов. И эти данные будут недостоверны. Не исключена подтасовка. Дело в том, что когда человек проходит комиссию, ему выдается справка, но без печатей. С ней он идет к психиатру-наркологу. И если психиатр не выдает положительное заключение, то человек к нам не возвращается. А справка числится как выданная».
Лучшим вариантом, считает Светлана Семенова, будет создание базы данных психиатров-наркологов:
«Создание такой базы должно вестись не по заключениям клиник, где водители проходят комиссию, а по заключениям тех учреждений, где они проходят психиатров-наркологов. Не плохо было бы вернуть базу данных по эпилептикам. Если человек при прохождении комиссии скрыл, что страдает эпилепсией, то мы ничего с этим сделать не можем. Что касается ограничений, то будет лучше, если на руках у водителя будет такая справка, которую он предъявляет сотруднику ГИБДД».
Кто-то за, а кто-то против
Николай Переверзев, водитель с многолетним стажем считает инициативу не более чем очередной игрою бюрократов:
«Власти хотят, чтобы справки, которые получают при прохождении медицинской комиссии на право управления автомобилем, поступали в МВД. Но будут ли данные объективны? На вопрос врача о наличии хронических заболеваний любой может ответить «нет». И никто его слова проверять не будет. А человек может быть гипертоником или он перенес несколько инфарктов. И в любой момент ему может стать плохо за рулем. А состояние во время езды может резко ухудшиться у любого, это форс-мажор и предугадать его невозможно. Если говорить о создании базы данных, то ее нудно делать актуализированной, посылать запросы в поликлиники по месту жительства. Там могут предоставить полные данные и то не всегда. А без этого данная мера только усложнит жизнь».
У начинающего водителя Георгия Аксенова мнение по этому вопросу прямо противоположное. По его мнению, контроль над водителем на уровне государственной власти должен иметь место:
«Соглашусь с тем, что автолюбители, имеющие проблемы со здоровьем, действительно создают большую опасность на дороге для других участников движения. Также считаю, что правильно было бы ввести и ограничение на управление транспортным средствам по возрасту. У пожилых людей не та реакция, что у молодых, у них больше проблем со зрением. Все это сильно влияет на безопасность движения. Поэтому я всеми руками за этот федеральный закон!»
Александр Ярошевский
Фото: avtosreda.ru