Молчаливый выбор
В апреле 2015 года российский парламент решил сохранить накопительную часть пенсии. У миллионов россиян появилась возможность сохранить свои деньги при переходе в негосударственные пенсионные фонды. Как и обещало государство. Однако через полгода в российских СМИ распространились слухи, что «заморозка» продлится и в 2016 году.
А вскоре выяснилось, что правительство в следующем году вновь отказалось формировать пенсионные накопления для работающих граждан 1967 года рождения и моложе. При этом до конца 2015 года им дают возможность выбрать — либо формировать и страховую пенсию (10% зарплаты, отчисляется работодателем), и пенсионные накопления (6%), либо только страховую пенсию (16%).
Россияне, обеспокоенные очередной «заморозкой», обратились к премьеру Медведеву и президенту Путину с просьбой недопустить принятия подобных решений. «Заморозка», по их мнению, «лукавый термин», фактически означающий «экспроприацию личных накоплений граждан». И переходит из категории «временных мер» в «системные», отмечается в петиции «Не допустите заморозку пенсионных накоплений», которую подписали около 50 тысяч человек.
Сегодня накопительная часть пенсии формируется более чем у 28 млн россиян. При этом население стремительно стареет, число пенсионеров растет, а количество работающих сокращается, утверждают авторы петиции. Они считают «заморозку» недопустимой. Тем более в период, когда инвестиций катастрофически не хватает, а экономика находится на краю пропасти.
«Обмануть ожидания населения», — читается между строк. Мы не произносим это вслух, но фактически делаем выбор в пользу решения сиюминутных задач, принося в жертву собственное будущее. Неужели мы позволим разбрасываться пенсионными накоплениями (одним из реальных источников инвестиций в экономике) ради сведения бюджетного баланса? Пенсионные накопления берутся не из сверхприбыли сырьевых корпораций, это деньги, заработанные людьми в производственных секторах экономики, крупнейших предприятиях страны», — значится в тексте обращения.
«Заморозка» не страшна
В Новосибирской области проживают почти 800 тысяч пенсионеров. Большая часть из них — 85% — получают страховую пенсию по старости. Ее средний размер составляет около 12,5 тысячи рублей. Размер выплат не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера. В этом году минимум около 7 300 рублей. И если пенсия ниже минимума, то устанавливается социальная доплата.
«Как показывает практика, достаточно невысокий размер пенсий у тех, кто получает социальную пенсию по старости, — отмечает замуправляющего Отделением ПФР по НСО Людмила Якушенко. — Это граждане, которые не заработали в течение жизни необходимого минимального страхового стажа — пяти лет».
Так называемая «заморозка» сама по себе не страшна и не уменьшит пенсии ни нынешних, ни будущих пенсионеров, считает Людмила Якушенко:
«В нашей стране применяется солидарная пенсионная система. Взносы, которые работодатели уплачивают от общего фонда оплаты труда, идут на формирование страховой пенсии. Именно они формируют пенсионные права будущих пенсионеров и идут на выплаты нынешним. Таким образом, в 2016 году в большем объеме будет формироваться страховая часть пенсий, а не накопительная».
Не идет речь и о «заморозке» в отношении пенсионных накоплений прошлых лет, продолжает Людмила Якушенко: «Все сформированные ранее пенсионные накопления сохранены и продолжают работать».
К слову, о страховой пенсии. Средства, идущие на ее выплату, ежегодно увеличиваются государством. И в следующем году их объем вырастет лишь на 4%. В то время как уровень инфляции вряд ли удержится в этих рамках. В случае его скачка пенсии новосибирцев уменьшатся. Не так давно с предложением довести индексирование пенсии до инфляционного уровня предложили коммунисты горсовета столицы Сибири и Заксобрания региона. И направили соответствующее обращение в Российский парламент.
Взгляд парламентариев
По мнению зампредседателя новосибирского Заксобрания коммуниста Владимир Карпова, решения правительства относительно пенсионного оьбеспечения являются следствием недальновидной политики властей:
«Лично я и представители партии чрезвычайно обеспокоены тем, что происходит вокруг пенсионного обеспечения. И в частности вокруг накопительной части пенсии. Никакого оптимизма и доверия этот факт («заморозки» накоплений. — Ред.) не вселяет. К сожалению, все, что принимается сначала как временное, затем становится постоянным. Полагаю, что решение это принято необдуманно».
С ним согласен и новосибирский справедливоросс Игорь Умербаев:
«Для нас эта ситуация не нова, она периодически повторяется. Это будет объясняться сложностями с экономикой, нехваткой денег на выплату пенсий и зарплат, социальных пособий. При этом никто не видит других путей, механизмов и вариантов изыскания дополнительных средств. Их много, к примеру, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Дополнительные деньги появились бы сразу. К сожалению, у нас до сих пор лоббируются законы, которые перекладывают сложную ситуацию в стране на плечи граждан, большинство из которых мало обеспечены. А люди с высоким уровнем доходов почему-то уходят от возможности оказать содействие и распределить бремя сложных времен более-менее справедливо и равномерно».
Депутат Новосибирского горсовета Игорь Салов авторов петиции полностью поддержал:
«Госдума работает, как взбесившийся принтер. А правительство — по принципу шоковой терапии. Это абсолютно неприемлемо. Все проблемы существовали раньше, но оказались на поверхности именно в период кризиса. Тогда, когда граждане, особенно социально незащищенные, наоборот, нуждаются в поддержке. Когда от государства требуется выработка институтов стабилизации».
По мнению Салова, пенсионная реформа оказалась слишком затянута. «Мы дошли до того, что ни один гражданин, не обладая специальными знаниями или образованием, не может самостоятельно посчитать размер будущей пенсии. Это нормально? Все считают, что эта система придумана, чтобы обманывать. Все антикризисные меры воспринимаются населением в штыки.
Люди не могут понять, что происходит. Правила игры постоянно меняются и только ухудшают положение пенсионеров и граждан. Это не вселяет оптимизма. Я, как и все, не понимаю, что происходит. Поэтому воспринимаю все резко негативно. И людей, которые предлагают остановиться хотя бы на каком-то этапе и понять что происходит, я полностью поддерживаю. Государство должно изыскивать другие пути выхода из кризиса, не за счет населения. Всем прежде всего нужна стабильность. Это главное!», — считает Салов.
Алексей Ротарь
Фото: c-ib.ru