В начале 1990-х годов совхоз «Пригородный» получил земли. Часть — в коллективно-долевую собственность (2437,7 га), часть — в бессрочное пользование (2163,5 га) для ведения сельского хозяйства. В соответствии с законом совхоз сначала был преобразован в АОЗТ, затем в ЗАО. Согласно документам ЗАО «Пригородное» является правопреемником совхоза.
Земля, предоставленная в бессрочное пользование, была узаконена в 2015 году. Администрация Толмачевского сельсовета этому препятствовала, указывая, что их можно приватизировать лишь не раньше 2019 года. Арбитражный суд, напротив, доводы администрации посчитал необоснованными и обязал ее заключить с собственниками ЗАО «Пригородное» договоры купли-продажи. И передать земельные участки в собственность. Здесь выяснилось, что земля, предоставленная в бессрочное пользование, занимает площадь не как указано в документах, а несколько иную.
«Нас обвиняют, что мы выкупили по факту около четырех тысяч гектаров. Мы настаиваем, что у нас только один участок, его площадь две тысячи гектаров. Когда открыли паспорт и сложили площади, получилось 600 га. А после уточнения выяснилось, что площадь участка составляет 500 га. Получается, что 1500 га — просто воздух, нарисованный на первой странице», — отметил представитель собственников ЗАО «Пригородное» Иван Ярошевский.
Откуда взялись лишние две тысячи гектаров, не прояснил и заместитель руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Дмитрий Ламерт. Вопрос незаконно оформленных земель он назвал фантомом.
«Когда предприятие оформляло эти две тысячи гектаров… Они не фактические, площадь участка декларированная. Потому что, откуда взялись лишние две тысячи гектаров, представить сложно», — заявил представитель Росреестра, добавив, что в Новосибирской области существуют сложности с кадастровым учетом в силу несовершенства законодательства.
Дмитрий Андреевич ответил на поставленные перед ним вопросы. Однако учитывая специфику темы земли и кадастровых планов, некоторые тезисы ему приходилось повторять несколько раз, отвечая на вопросы журналистов.
Трудности и недопонимания, вылившиеся в бесчисленные судебные тяжбы, проявились и с землями, выделенными в коллективно-долевую собственность, которые совхоз получил в соответствии с госактом. В большинстве случаев учредителям выдавали документы на земельные доли уже после того, как они ими распорядились, внеся их в качестве уставного капитала АОЗТ.
В 2006–2007 годах после отмены моратория на оборот земель в России началась массовая их скупка. И сейчас ЗАО «Пригородное» пытается доказать в суде, что земли с 1992 года принадлежат акционерному обществу, а не компаниям «Мираторг» и «Магнит». Собственники предполагают, что здесь не обошлось без известного новосибирского политика Ивана Старикова.
К тому же неясно, как один из участков ЗАО «Пригородное» оказался на территории Клещихинского кладбища. Никаких тектонических сдвигов не наблюдалось, а часть захоронений на него все же попала. Адвокат Марина Антонова указала на несовершенную систему учета земли и невнимательность со стороны Толмачевского сельсовета.
«Вероятно, в Толмачевском сельсовете территории не были учтены, границы не обозначены, объекты не находились в госреестре. Иначе такой проблемы бы не возникло».
Иван Валентинович пришел на пресс-конференцию ближе к концу, опоздав на 40 минут. Выступил эмоционально, рассказал свою биографию. Затем отметил, что по вопросам приобретения земель Толмачевского сельсовета выступал в роли консультанта. С его слов, об этом его попросил совладелец группы компаний «Спортмастер» Дмитрий Дойхен.
«Да, я подобрал земельные участки и стал ему помогать», — сказал Стариков.
После он сообщил не относящуюся к теме круглого стола информацию — в некоем рейтинге градоначальников мэр Новосибирска Анатолий Локоть скатился с 21 на 58 место. Затем Иван Валентинович передал модератору две жалобы — в ОНФ и президенту, сослался на них и удалился.
Конструктивного диалога, на который надеялись участники пресс-конференции, не получилось. Иван Ярошевский и директор ЗАО «Пригородное» Владимир Батов уверены, что впереди их ждет не одно судебное разбирательство, и высказывают опасения относительно того, что спор начинает выходить за пределы правового поля. Так, Иван Ярошевский утверждает, что в его адрес систематически поступают угрозы физической расправы. А не так давно на своей машине он обнаружил приклеенный патрон от автомата и проколотое колесо.
«Я хочу призвать всех, чтобы спорные вопросы решались в суде. Спор возник из-за того, что хозяева ЗАО — одни люди, а земли принадлежат другим. Его можно решить абсолютно спокойно, без накала и криков. Я призываю к диалогу, чтобы мы хотя бы старались жить в правовом государстве», — резюмировал Владимир Батов.
Владислав Лядов
Фото: НДН.инфо