Но если необходимость наказания юрлиц, вовлекающих граждан в сомнительную схему быстрого обогащения, очевидна и обоснована, то гражданам, и так потерявшим сбережения в финансовых пирамидах, теперь грозит еще и доплатить государству немаленькую сумму. Учитывая, что в роли «кирпичиков» разнообразных МММ выступают, в основном, представители малообеспеченных слоев населения, многим из них штрафы покажутся неподъемными. Справедливо ли это? И как действующий УК РФ будет сочетаться с обновленным КоАП и не перетечет ли преследование крупных мошенников из уголовной в административную плоскость, заменив для них реальные сроки заключения штрафами? В этих вопросах разбирались эксперты НДН.инфо.
Адвокат Инесса Рябинина считает, что введение штрафных санкций будет весьма полезным для пресечения незаконной деятельности, которой является создание и рекламирование финансовой пирамиды:
«Мошенников по-прежнему будут изолировать от общества. Суть нормативно-правового акта заключается в том, что административная ответственность вводится за те действия, которые не содержат уголовно наказуемого деяния. С принятием этого документа появляется возможность предотвращать распространение информации о финансовых пирамидах в интернете и любым другим публичным способом. А значит, лиц, включенных в незаконную деятельность, станет немного. А ведь как раз вовлечение как можно большего числа людей в «инвестиционные» процессы и является фундаментальной идеей строительства пирамид. Да и для рядовых граждан, получивших предложение подзаработать от руководства сомнительного предприятия, поправки в КоАП станут хорошим поводом задуматься, стоит ли помогать аферистам, строя финансовые цепочки из ближних своих, если за это предусмотрено наказание рублем».
На одной только территории Новосибирской области в разные времена было создано около десятка крупнейших финансовых пирамид, в которых крутились миллионы. Наибольший урон нашим землякам нанесли потребительские кооперативы «Сибирская касса взаимопомощи», «Кредитное партнерство» и «Копилка», выманившие у пайщиков в общей сложности около 1 млрд рублей в обмен на обещание выплатить по вкладам от 27 до 100% годовых. Другой предприимчивый делец под вывеской экономического просветительского центра разработал ряд заведомо невыполнимых инвестиционных программ с доходностью в 800%.
Новосибирские силовики помнят и абсолютно примитивные способы отъема денег, не требовавшие проведения многочасовых семинаров и многолюдных отчетно-выборных конференций. Люди, узнавшие, что где-то принимают «рупь за два», не только приносили свои последние деньги мнимым предпринимателям, но и сами помогали выстраивать длиннющие финансовые цепочки, приводя в «бизнес» соседей, знакомых… Так создавались МММ и прочие выстроенные по несложному принципу организации, в которых главными выгодоприобретателями становились руководители и их ближайшие помощники. Пик их деятельности пришелся на 2011-2012 гг., а ущерб, нанесенный гражданам, был просто колоссальным.
«При обыске у преступников, наживавшихся на человеческой бедности и жадности, находили полные сейфы валюты, золота, документы на многомиллионную недвижимость в Сочи и за рубежом», — говорит непосредственный очевидец тех событий Алексей Кириллов, долгое время занимавший пост начальника УВД Новосибирска, затем — полиции Новосибирской области, а ныне возглавивший управление административных органов регионального правительства.
«Наше ведомство было активно задействовано в операциях по поимке мошенников, в том числе объявленного в розыск всемирно известного Сергея Мавроди. Мы помогали, и я считаю, вполне успешно, предотвращать появление новых пирамид и не давали разрастаться уже существующим до бедственных размеров. Сегодня на государственном уровне вырабатываются новые, эффективные способы борьбы с этим злом, а в редакции старого закона долгое время не было четкого определения понятия «финансовая пирамида». Из-за этого уголовное преследование преступников становилось возможным, лишь когда факт мошенничества был совершенно очевиден. В иных случаях доказать, что организаторы криминальной структуры преследовали исключительно личные корыстные интересы и обманным путем отнимали деньги, было сложно, поскольку часть отчислений направлялась на поддержание выстроенной структуры. Считалось, что организация, в которой происходят выплаты, работает без нарушений», — вспоминает Кириллов.
По его наблюдениям, активизация мошенников традиционно совпадает с кризисными явлениями в стране. Первые финансовые пирамиды выросли в 1991 г., когда россияне в подавляющем большинстве своем сидели без работы либо копили долги по зарплате. После кризиса 1998-го появились еще более хитрые схемы «быстрого обогащения» населения. Таким образом, повышенное внимание государства к этому явлению и в экономически нестабильном 2016 г. не случайно и вполне оправдано. Не факт, что попавшие в трудную ситуацию люди в массовом порядке завтра не понесли бы в новые МММ средства, отложенные на «черный день».
Но идет время. Меняется законодательство. А параллельно совершенствуются современные Бендеры. Появляются все новые способы «честного отъема денег у населения». Неизменным остается только обещание супер высоких доходов. И сегодняшние силовики уже внимательно приглядываются не к примитивным пирамидам 90-х, а к сетевому маркетингу, открывающему немало возможностей для разнообразных махинаций. Чтобы не попасть в очередную ловушку, юристы рекомендуют внимательно знакомиться с договорами организаций, предлагающих финансовое участие в бизнесе с прибылью в 100, а то и все 800% годовых. И здесь как бы не добавить к потерям еще и сумму штрафа.
Татьяна Шаронова
Фото: uralinform.ru