Карта часовых поясов Советского Союза. Астрономический календарь за 1962 г.
История, что «раньше» городские берега Оби жили в разных часовых поясах очень стойкая. И даже старожилы расходятся в своих показаниях, вплоть до обвинения друг друга в старческом маразме. Большая часть из них (преимущественно мужская) настаивает на разном времени. Меньшая (женская) — на едином. «Мы в театр часто ездили, поэтому за временем хорошо следили», — говорит Н.П. Беневоленская, проживавшая в конце 40-х на ул. Вокзальной (ныне ул. Станиславского).
Нам менее 75 лет, и мы в театр тоже ездили, но на трамвае, через мост. А речь идёт о годах 40-х прошлого века, начале 50-х, когда моста еще не было. Остроты в спор старожилов добавляет версия краеведа Б.Н. Антипенко, который утверждает, что город объединили в один пояс «году в 53-м, раньше, чем всю область».
Который месяц уже идут у нас в городе прения за возвращение области в комфортную четырёхчасовую зону. Вот и на муниципальном портале мэрии объявлен такой опрос и подавляющее большинство за переход. В принципе, можно вернуться к старому — и тех, кто за три часа разницы заселить на левом берегу Оби, а кто за четыре — на правом. А мост закрыть на длительный капремонт.
Но разговор не об этом. А о том, как сложились у нас часовые пояса, в каком же времени жили наши предки.
Игры со временем
До Октябрьской революции по всей империи использовалось местное среднее солнечное время, когда ко времени в столице прибавлялась пересчитанная в часы разница географических долгот. Так, например, для Ново-Николаевска это были петербургские 30° и наши 83°. Получается почти ровнёхонько 3,5 часа. Не было ещё ни летнего, ни зимнего времени, даже 24-часового деления суток. Были часы пополудни и пополуночи. Были часы утра, дня, вечера и ночи. Так и жили.
В начале XX века многие страны уже жили по часовым поясам. У нас время сдвинули революции. В 1917 г., в ночь с 1 на 2 июля Временным правительством было впервые введено летнее время, а в разгар Гражданской войны, 8 февраля 1919 г. к международной системе часовых поясов присоединилась и Россия. Декрет СНК РСФСР «О введении счета времени по международной системе часовых поясов» обозначил территорию нового государства от границы с европейскими государствами до территориальных вод Берингова пролива.
«В целях установления однообразного со всем цивилизованным миром счета времени в течение суток» с 1 апреля был осуществлен переход к 24-часовой нумерации по 13 территориальным зонам. Границы поясов привязывались к руслам рек и линиям железных дорог. Река Обь в верхнем течении относилась к 6-му поясу (МСК+4). Соответственно, Ново-Николаевск тоже. А вот левый берег попал в 5-й пояс (МСК+3). Это проблема образовалась у многих населённых пунктов, разрезанных водой или дорогой. Поэтому, специальное примечание в Декрете оговаривало: «при проведении границы пояса по реке или линии железной дороги прилегающая к реке или железной дороге полоса смежного пояса шириною в 10 верст относится к тому же поясу, к которому отнесена данная река или железная дорога».
Но через 1,5 месяца «ввиду технических затруднений проведения в жизнь» реализация декрета была отсрочена. Новая система часовых поясов была реально введена в действие лишь пять лет спустя постановлением СНК СССР от 15 марта 1924 г. При этом содержание Декрета 1919 г. осталось неизменным.
22 апреля 1924 г. Сибирский революционный комитет, а 23 апреля губернский исполком выпустили постановления «О проведении декрета СНК…», согласно которым в ночь с 1 на 2 мая в Новониколаевской губернии было введено двухпоясное времяисчисление: левый берег Оби отнесен к пятому часовому поясу (кроме левобережной полосы шириной в 10 верст), а правый берег — к шестому. В два следующих дня данные решения были опубликованы в газете «Советская Сибирь». «Причём река Обь и прилегающая к ней левобережная полоса шириной в 10 вёрст относится к шестому поясу». Во избежание путаницы жителям рекомендовали проверять часы в ближайших почтово-телеграфных и железнодорожных пунктах.
10 вёрст или 10,66 км это как раз территория нынешнего городского Левобережья, а тогда ещё деревень, в городскую черту не входящих. Даже грубо прибросив на карте эту полосу, мы увидим, что в неё входят и Кировский, и Ленинский районы, и Кудряши, и Криводановка, и Толмачёво. А вот Верх-Тула уже в пятом поясе. Тогда всё сходится.
Ни один документ не подтверждает смены времени сразу после пересечения реки. А по известным источникам получается, что и все 30-е, и 40-е, и 50-е город жил всё-таки в одном времени. Никаких следов разновременья не могут вспомнить ни историки, ни сотрудники архивов, нет их ни в газетах того времени, ни в справочниках о городе, выпускаемых «для приезжих» в 20-30-е гг. Нет никаких предупреждений, связанных с таким неудобством, в т.ч. (что крайне важно) ни в расписании речного, ни железнодорожного сообщения. Кроме того, проведя параллель с нашим южным соседом, мы увидим, что город Барнаул весь период с 1924 г. по 1957 г. находился в поясе (МСК +4), хотя находится целиком на левом берегу Оби. То есть, в городе работало то самое примечание о 10-верстовой зоне.
Наши четыре часа
В общем, байка о найденной временем бутылке вышла далеко за пределы этой самой бутылки. Может, где-то подпитало её и то, что само «время» было нестабильно. Стрелочки переводили на час туда/обратно много раз. Ведь далее были декретное время, многочисленные введения и отмены летнего/зимнего, изменения границ часовых поясов по регионам, уменьшение числа поясов и прочие игры со временем.
И вот 28 мая 1956 г. Междуведомственной комиссий единой службы времени при Совете Министров СССР издаётся решение «Об установлении новых границ часовых поясов на территории СССР», по которому 1 декабря 1956 г. с 00 часов московского времени установлены новые границы часовых поясов — «с учетом экономических связей на основе существующего административного деления».
Они устраняли расположение некоторых административных территорий в двух часовых поясах. В частности, и на территориях Томской, Новосибирской областей и Алтайского края. Но введение реформы и тогда было отложено на три месяца.
Так, с 1 марта 1957 г. вся Новосибирская область наконец-то попала в единый шестой часовой пояс (МСК +4). К тому времени два берега Новосибирска уже 1,5 года были соединены между собой капитальным автодорожным мостом.
Как родилась байка о разном времени, пока остаётся неясным. Так может, просто запамятовали уважаемые старожилы? Не было никакого разного времени? «Но, может, полосу эту отменяли», — возражают. И ведь опять они правы! В небольшой заметке «Советской Сибири» о введении этих самых новых границ часовых поясов мы читаем: «Более того, река Обь делила на два пояса времени Новосибирск. В Кривощекове время было на час меньше, чем в центре города. Правда, впоследствии границу пояса отнесли до ст. Чик, но это не решало проблемы в целом». Т.е., в целом прав уважаемый Борис Николаевич Антипенко. Было в «междекретный» период движение полосы.
Конечно, это лишь газетная публикация, а не архивный документ. Вообще, надо заметить, что читая те старые газеты, создаётся впечатление, что вопрос этот был совершенно незначимым для города. И перевод стрелок был обыденным. Никаких предупреждений о смене времени, о смене расписания транспорта, работе магазинов, фельетонов об опозданиях в газетах не наблюдается.
Но ведь такое обстоятельство, как разное время на территории одного города вещь крайне неудобная, а то и вредная, особенно в годы войны. И, быть может, в этом кроется часть причин принятия в 1942 г. постановления обкома ВКП(б) об отделении левобережной части города от Новосибирска и образования нового города Андреевск.
Выстроилась совершенно нелогичная цепочка. Документы о выделении 10-верстовой зоны есть, а самого выделения вроде бы и нет. Реальная разница во времени между берегами вроде бы была, а ни одного документа, подтверждающего это, пока нет. Было ли разное время на берегах Оби, было ли одно время на берегах Оби — это науке неизвестно.
Буду продолжать поиски документов. Если кто сможет помочь, заранее благодарен.
Тем более, что игры со временем так и не закончены. Центр продолжает свои эксперименты. В 1994-м вся область попала в пятый пояс (МСК +3), недавно чуть было не попала в Уральский четвёртый пояс (МСК +2), но час всё равно стырили. Теперь вот пытается выкарабкаться обратно в любимый и комфортный шестой (МСК +4).
Сотрудник музея города Новосибирска Константин Голодяев специально для НДН.инфо
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!