Играли мальчики в войну
Инициатива собирать раритетные предметы игрового досуга началась с пары смешных разговоров. В музее решили комплектовать игрушки, когда вспомнили веселое советское детство. Причины, почему Советский Союз занимался производством игрушек, по мнению Юлии Шуклиной, заместителя директора по научной работе Краеведческого музея, очевидны: «Философия «войны» строилась после ВОВ — все играли в войнушки. Самая главная игра — победить врага. Мы живем в этой парадигме до сих пор. Неделю назад спускаюсь по лестнице, а на лестнице открыты окна во двор. На улице дети играют, носятся, правда не с обычными пистолетами, а с NERFами (пистолеты-бластеры бренда NERF, созданные производителями Parker Brothers. — Прим. ред). Один из ребят говорит, мол давайте играть в ковид — ты будешь ковид, а мы будем тебя побеждать. Проще говоря, меняется формат, а основная деятельность всегда едина. Мы страна, которая победила. Такая патриотически завязанная штука».
Чтобы реализовать идею, в музее на протяжении последних двух лет целенаправленно изучали антикварный рынок, обращались к коллекционерам, участвовали в аукционах России. За два года сформировался комплекс из более чем 200 предметов, отражающих основные направления производства военной игрушки в СССР. После сбора начинается многоэтапный процесс поступления в музейные фонды. Главная ступень — экспертно-фондово-закупочная комиссия, то есть пул экспертов Росохранкультуры и Краеведческого музея решают, а стоит ли брать предмет в фонд. В итоге получилась одна из самых полных коллекций. Некоторые серии представлены в полном объеме.
Главное на выставке то, что все предметы — сокровище в классическом детском понимании. Экспонаты не имеют большой рыночной стоимости: от нескольких десятков тысяч до 300 рублей. Но ценность в другом. Каждый советский мальчик мечтал о паре пистолетов или армии крошечных солдатиков с танками. Например, на этапе отбора заместитель директора вместе с коллегами ностальгировали, когда прикасались к игрушкам. Практически все экземпляры оружия работают: есть пульки, пистоны. «Директор с хранителем коллекции выдергивали друг у друга пушки и рассказывали о прекрасном времяпрепровождении в детские годы» — поделилась Юлия Шуклина. Есть и другая история. Один из чиновников (имя сообщать отказались. — Ред.) министерства культуры НСО, посмотрев на витрины с оружием, сказал: «Когда я был маленький, клянусь, я мечтал о ней, потому что у кого-то во дворе она была. Можно сейчас потрогаю? Столько лет прошло». В ответ он услышал: «А у меня такая пушка была». На лице у взрослого мужчины была такая гамма чувств, что он, по его словам, почувствовал себя на секунду ребенком, который завидует соседскому пацану с пистолетом.
А сейчас дети…
При посещении «Играли мальчики в войну» невольно вспоминается детство. Потрепанные револьверы, выцветшие луки со стрелами из пластмассы, металлические модели танков и самолетов в советское время становились объектами гордости мальчишек. Однако все разговоры о том, что сейчас у детей «плохое» детство, неуместны, считает Юлия: «Поверьте, я мать двоих детей, которая в детстве много читала, у меня была своя рогатка и меня драли за уши. Совершенно нормальное советское детство. Мои дети, понятное дело, читают в разы меньше, сидят в Интернете, меньше гуляют. Но это вещи несопоставимые. Словно сравнивать круглое и кислое. Сейчас другая формация в сознании, в ощущении».
Да и экспонаты не рассчитаны на детей. Нет никаких интерактивных зон, как в Музее природы на ул. Вокзальная, где есть игровая комната и комиксы, рассказывающие об экспозициях. Ничего нельзя щупать. Музей в условиях сложной эпидемиологической ситуации готов работать с разными посетителями. Но целевая аудитория — семья с ребенком. В случае, если родители и дети посещают музей, то возникает связь поколений. Старшие делятся с младшими историями, как когда-то проводили свободное время, сталкивая армии солдатиков.
К слову, собрать целую серию маленьких солдатиков проблематично, так как на заводах они выпускались сериями. Однако не все игрушки делаются на специализированных фабриках. Конечно, есть московские заводы игрушек, которые еще до революции занимались их производством. Предметы военной направленности для детей в том числе изготовлялись на оборонных предприятиях. В одном цехе авиационного завода им. Чкалова собирались настоящие самолеты, а в другом — алюминиевые самолетики. Не секрет, что согласно плановой экономике выпускались и предметы досугово-развлекательного характера.
Поэтому после и во время посещения выставки феномен военизации жизненного стиля советских людей с раннего детства вызывает искренние эмоции. «Музей всегда про настоящее: про человека, который здесь. Есть даже одна из концепцией музейного проектирования. Называется музей соучастия. Бывают сценарии, когда человек участвует в создании экспозиции. Либо, когда посетитель выбирает, что хочет увидеть. Третья, самая сложная форма — когда человек приходит в музей и узнает себя. Это высший класс» — утверждает заместитель директора по научной работе.
Альберт Вальгер