«У моряков есть легенда, что существуют волны-убийцы высотой 30 м, которые в погожий ясный день ни с того ни с сего возникают в океане и гробят все живое, что встретится им на пути. На нашем рынке в конце июля произошло похожее событие», — рассказал Игорь Белокобыльский.
По его словам, внезапно для всех участников рынка, даже для чиновников Минстроя, в законе о компенсационном фонде появились «требования к застройщику, совершенно ни с кем не согласованные и делающие участие застройщиков в работе с деньгами населения нереальным и противоречащим действующему законодательству».
Он пояснил, что компенсационный фонд как инструмент нужен, но то, «чем нагрузили закон, вещь малопонятная». К примеру, норма «одно юридическое лицо — одно разрешение на строительство» непременно скажется на проектах по комплексному освоению застроенных территорий.
По словам Игоря Белокобыльского, законодательство о развитии застроенных территорий предусматривает поэтапное их освоение. К примеру, компания «Экострой» реализует такой проект на ул. Аренского в Новосибирске. Конкурс был объявлен в три очереди. Сейчас осуществляется первая. Но победитель не сможет приступить ко второй очереди, поскольку по новым нормам не получит разрешения на строительство.
Еще одна норма законопроекта отсекает от процесса расселения ветхого жилого фонда МУП. Хотя в ряде регионов, например в Башкирии, Татарстане, продолжает Игорь Белокобыльский, есть выигранные муниципальными предприятиями на конкурсе площадки на сотни тысяч квадратных метров и на 10—12 лет освоения. Теперь их предлагается объявить вне закона.
Участники совещания в Минстрое также поставили под сомнение норму, ограничивающую затраты, не связанные со строительством непосредственно жилых объектов, одним процентом от объема инвестиций. Игорь Белокобыльский рассказал об опыте «Стрижей», который фактически оказывается вне закона. Компания, по его словам, намеревалась строить за свой счет в 2018 году дорогу от «Северной короны» до ул. Кедровой, лыжную базу, участвовать в строительстве детского сада и т. д. Теперь все это может оказаться незаконным.
И таких «странных», с точки зрения застройщиков, законодательных норм — целая дюжина. Впервые на законопроект о регулировании рынка так оперативно и единодушно отреагировали крупнейшие российские застройщики. По инициативе Национального объединения застройщиков была организована встреча с министром строительства РФ Михаилом Менем. Министр, по словам Игоря Белокобыльского, «разделяет озабоченность этим законом». Было решено создать рабочую группу по изменению уже принятого законопроекта.
Для корректировки этих губительных для рынка, по мнению застройщиков, норм есть всего 11 месяцев — до момента вступления документа в силу. «Как человек, который имеет законотворческий опыт в Государственной думе с поправками в законодательство о развитии застроенных территорий, могу сказать, что наша поправка, не вызывающая сопротивления, выгодная всем участникам, принималась два года, — отметил Игорь Белокобыльский. — И вот вновь нам предстоит встретиться с горячо любимой и глубоко уважаемой Государственной думой…»
Также гендиректор новосибирского застройщика оценил возможные перемены после вступления закона в силу. По словам Игоря Белокобыльского, сейчас «Стрижи» на своих объектах используют 10% финансирования Сбербанка и 90% — средства дольщиков. Когда закон вступит в силу, ситуация зеркально изменится — 90% будет приходиться на более ущербную за счет кредитной нагрузки экономику объектов.
В итоге, предполагает Игорь Белокобыльский, сократится число участников рынка, средний чек на квартиры вырастет в два-три раза.
«Сейчас потребление квартир стало нормой. Но общество может лишиться этого достижения. (…) У нас только-только рынок жилой недвижимости начинает превращаться в рынок покупателя. Появляются застройщики, которые начинают фантазировать, как бы лучше ублажить горячо любимого покупателя. Так вот, этот закон в этой редакции может привести к тому, что рынок покупателя на нашем девелопменте жилом так и не появится и останется самый махровый рынок продавца. Как это происходит на рынке сотовой связи. Категорически не доволен качеством связи своего оператора, но деваться некуда — пользуюсь. Потому что их там всего три-четыре, а выбора фактически нет. Точно такая же перспектива есть и на нашем рынке», — заключил Игорь Белокобыльский.
Павел Конев
Фото: ГК «Стрижи»