— пишет на своей странице в Facebook новосибирский маркетолог (или уже не совсем маркетолог) Дмитрий Петров. —
Сегодня вузы ежегодно выпускают десятки тысяч юных и амбициозных созданий, в дипломах у которых значится «маркетолог», и большинство из них искренне в это верят. Основная масса пополняет ряды «офисного планктона» — прапраправнуков Башмачкина. Ведут растительную жизнь, бухтят в своих уютных соцсеточках, тихо ненавидят свою работу и отрываются на корпоративах.
Время от времени за счёт работодателей посещают разного рода конференции и подписаны на десяток-другой «профессиональных групп». Боготворят Тёму Лебедева и снисходительно ироничны к Игорю Манну. Любят тусовки с бесплатным пуншем для таких же, как они, штатных маркетологов (они с гордостью именуют себя «in house»-маркетологами).
К 30-35 годам их накрывает лютый кризис «профессиональной никчемности», к своим двум дипломам они идут получать третий или подаются во фриланс, иногда вкупе с тайским дауншифтингом. Особо пострадавшие от кризиса идут в эсэмэмщики или коучи. Некоторые отчаянные пытаются создать «своё» маркетинговое агентство (девять из десяти закрывается в первый год существования, остальные — во второй).
Те, что считает, что «в этом городе потолок достигнут и давит на уши», переезжают в Болотоград или Похорошеллу, пополняя собой ряды тамошнего «офисного планктона». Далее цикл повторяется. Носители «комплекса мессии» начинают вести семинары и мастер-классы с чужими кейсами, сторителлингом и вау-эффектами.
Итог — рынок переполнен полубезработными «маркетологами», циничными, всезнающими и категоричными, готовыми объяснить любому, чего он не понимает в маркетинге и какие нынче тренды. Избыток денежной массы приводит к инфляции и обесцениванию платежных средств. Избыток людей, позиционирующих себя как специалистов в какой-либо отрасли, но таковыми в большинстве своём не являющимися, приводит к обесцениванию и дискредитации профессии. Добавим к этому постоянно разрастающуюся армию «бэби-гуру», которая торгует магическими «секретами профессии» на тех же конференциях и форумах. И репутацию профессии уже не отодрать от днища.
Во многом поэтому сегодня выражение «ну это маркетинг» стало синонимом «это фейк, надувательство» или просто «манипуляция». «Бордовые воды» конкуренции вынуждают маркетологов культивировать миф о том, что они могут «втюхать любое дерьмецо кому угодно». Разумеется, при наличии хороших бюджетов и правильных гонораров.
При повсеместном падении продаж и обнищании скрепоносного народонаселения владельцы стремительно идущего ко дну бизнеса, как утопающий за соломинку, хватаются за очередного Нильса, который с помощью своей волшебной флейты должен привести полчища зачарованных покупателей. Когда морок нейромаркетинга/диджитала/профайлинга/et cetera спадает, обещанных полчищ не наблюдается, изрядно обезжиренный бизнесмен клянется больше никогда (вы слышите – НИКОГДА!) не обращаться к услугам маркетологов, как бы сладко не пели они про свои супервозможности и мегатехнологии.
Тут критик воскликнет — здесь все в черном свете,
Ведь есть же у тузов и молодцы сыновья!
Дружок, я все знаю, я сам, брат, из этих,
Но в песне не понял, ты, увы… ничего!
Конечно, в профессии есть мастера, и они будут появляться в каждом новом поколении. Но вот есть у меня подозрение, что компетентность – величина постоянная, а количество членов профессионального сообщества растёт… И степень моего замешательства растет пропорционально, когда надо ответить на вопрос «вы кто?»»
Оригинал публикации