Артем Семакин сыграл более чем в 80 фильмах и сериалах, а есть проекты, в которых актер выступал и в роли и режиссера, и сценариста, и продюсера. «Звезда», «FM и ребята», «Каменская», «Всадник по имени Смерть», «Питер FM», «Сельский учитель», «Метод Лавровой», «Кости», «Метод Фрейда», «Салют -7», «Три в одном»… Но, пожалуй, самым запомнившимся зрителям был сериал «Не родись красивой», где актер сыграл Колю Зорькина. Честно признаюсь: мне казалось, что Артем такой и есть, как тот его герой. Но после разговора с Семакиным стала понятна степень моего заблуждения…
«Не могу себя слушать»
— Артём, вас можно всегда узнать. И не потому, что есть особая манера игры — просто лицо узнаваемое….
— Худой в очках. (Улыбается.) Этот образ явно не «героя-героя». Но я на эту тему не парюсь, и режиссеры, с которыми я работаю, тоже не парятся. На пробах если просят снять очки, снимаю — так что бывает, имидж меняется. (Улыбается.) Да и я-то в жизни уже давно не мягкий, каким представляют меня по ролям. Режиссеры периодически удивляются, когда я прихожу на пробы: артист уже не так худ, ему уже за 40, да и пожестче он… А что вы хотели — реальность трансформирует…
— Только ли внешний образ роднит ваших героев?
— Все мои герои — немного сумасшедшие. (Улыбается.) И это хорошо, потому что люди с сумасшедшинкой – довольно сложные персонажи…
— У вас — очень характерный голос. А бывало так, что вас просили кого-то переозвучить, или переозвучивали вас?
— Меня – нет, не переозвучивали. А вот я одно время озвучивал много всякого корейского и китайского. И — да, голос у меня специфический, мне самому мой тембр не нравится, не могу себя слушать. Но опять же — на эту тему не запариваюсь. Ну, дал мне Бог такой голос… И благодаря голосу меня узнают. Вот я изменился со времен «Не родись красивой», а голос остался. Так люди периодически в магазине на кассе услышат — и восторженно: «О! Зорькин!»
— Отпираетесь?
— Не отпираюсь. Зорькин мне во многом помог в профессии. Хотя в какие-то проекты двери закрылись — на время…
Свет далекой «Звезды»
— «Не родись красивой» — сериал, о котором знали все, и он запомнился всем участникам. А какой еще проект запомнился?
— «Звезда» (фильм Николая Лебедева по одноименной повести Эммануила Казакевича о разведчиках, отправленных в 1944 году на задание в тыл врага. – Прим. авт.). Я попал в него, еще учась в Щуке (театральное училище им. Щукина. – Прим. авт.). Мне было лет 19-20, а выпало работать с Кареном Шахназаровым, Николаем Лебедевым… Это ответственно. Проект был сложный и психологически: я очень волновался, было страшно, и иногда физически просто невыносимо…
— Почему тяжело было физически?
— Перед съемками мы – актеры – по-настоящему служили в Алабино, нас готовили настоящие разведчики. Мы стояли трое суток в болотах… Представьте: внизу бьют ледяные ключи, а сверху – плюс 40 и комары… Потом бывали проекты и посложнее, но такое ты запоминаешь на всю жизнь…
— Вы сказали про ответственность. В вашей фильмографии есть фильм «Всадник по имени Смерть». Насколько ответственно играть реального человека: террориста-смертника Ваню Коляева?
— Про ответственность о реальном человеке я не думал. Сложность большая была — соединить у себя в голове, как человек, который все время говорит про Бога и цитатами из Библии, берет бомбу в руки и взрывает людей. Этот момент надо было на себя примерить и найти логику. Очень непростые были съемки, гигантские масштабы… Честно скажу: результат мог быть лучше — но благодаря этому проекту я много чего прочитал и узнал о ситуации в России начала ХХ века. И «Всадник…» подарил встречу с невероятнейшим, гениальнейшим артистом Андреем Паниным. С его смертью русское кино потеряло глыбу — гигантского артиста, который мог бы еще сниматься и расти, и растить студентов…
Маньяк как маяк
— Вам интересней играть в исторических проектах — или в современных?
— Мне это не важно — важнее сам персонаж. Надломленные люди — это ж моя специализация! (Улыбается.) И это интересно. Сильный надлом всегда цепляет. А в каких костюмах это играть — да какая разница… Костюмы меняются, а люди-то остаются. Интересно копаться в психологии.
— А у вас есть актерская мечта?
— Да. Хочу маньяка сыграть.
— О, боже! Как это можно?!
— Да это же всегда интересно: «оправдывать» аномальное поведение, не вкладывающийся в логические рамки, надломленный какими-то ужасными событиями жизни характер. А маньяки – наверно, самый яркий такой пример надломленности.
— Ужас какой!
— А что — ужастики мне тоже нравятся… Я даже хотел бы спродюсировать ужастик. Это всегда — жанровая история, это круто! Кстати, жалкие попытки в «нулевых» снимать ужастики большей частью проваливались. Тут же надо особым талантом обладать: чувствовать жанр, эту сложную конструкцию, которую просто так, с наскоку, не собрать… Сейчас, благодаря платформам, стали появляться режиссеры, которые чувствуют эту форму.
— А вы сами верите в мистическое?
— Конечно! Мне, например, каждую ночь снятся сны, и часто — вещие. Некоторые из самого детства никогда не забуду: настолько они были яркие, точные…
Салют, «Салют»!
— Тема космоса для многих мальчиков — да и девочек 60-80 годов — была не менее загадочной и мистической, к ней хотели прикоснуться многие. Вам отчасти удалось…
— Вы — о проекте «Салют-7»? Меня там — чуть-чуть, но было дико интересно! Была построена огромная декорация ЦУПа – гигантская, классная с художественной точки зрения, подробнейшая! И это — не стыдный проект для меня. Тем более, что события — реальные. И — масштабы! Я понимал, что Клим Шипенко — прекрасный режиссер, а Бакур Бакурадзе — умнейший и тончайший продюсер. И мне кажется, все получилось…
— Ваш герой – ученый. Мне кажется, это тоже клише для вас…
— Ну, да: худой и в очках. (Улыбается.) Меня зовут на роли ученых — но, надеюсь, не только за очки: я неглупый человек, а сложносочиненные ученые тексты — их же тоже надо уметь произносить. Режиссеры знают, что Семакин не просто учит слова, а понимает, про что говорит. А если работа большая, то я стараюсь к ней подойти профессионально, основательно: изучаю материалы какие-то…
— Заметила это в сериале «Сельский учитель»: вы так естественно и непринужденно рассказывали детям об истории! Кстати, мне кажется, вы были бы отличным учителем! Не хотели, кстати?
— Я хотел быть хирургом — даже документы подавал, но не прошел по состоянию здоровья… А «Сельский учитель» — очень добрый, тёплый проект. Все совпало в нем: и история, и партнеры…
Жизнь и песня
— Не секрет, что актеры часто встречаются в разных проектах, да и друзьям порой выпадает возможность поработать вместе. Вот мы говорили о проекте «Салют 7». Вы там снимались с Александром Ратниковым, и с ним же — в проекте «Три в одном», где главную роль исполнила Наталья Рычкова, снимавшаяся в «Не родись красивой». Играть с известными партнерами — это как?
— Как? (Задумывается.) А — в зависимости от того, какие отношения сложились на первом проекте. Наташа — давняя моя подруга, мы много чего делали, я одно время близко общался с ее мужем, Антохой Федоровым (Антон Федоров – режиссер, актер. – Прим. авт.). Мы с Рычковой прекрасно отработали – прекрасно, когда не надо пристраиваться: все понятно — конечно это облегчает… Но бывают артисты, с которыми не хочется больше встречаться…
— И как тогда?
— Ну, тогда… просто работаешь… В «Три в одном» был Саша Ратников – прекраснейший, светлый человек! Он отлично сыграл в сериале «Капельник» невероятного подлого «чудака» — кстати, советую посмотреть: очень круто сделано! И там серьезный смысл во всем заложен, прекрасный платформенный продукт. Сашка – профессионал: он и скачет, и бегает, и танцует, и поет… Он Артист — в отличие от многих, в том числе и меня. Работать с ним снова и снова — большая удача!
— Но вы же тоже поёте?
— Я? Ну, я закончил музыкальную школу, занимался в театральной школе танцами. Но поющим актером никогда не был. Было дело — продюсировал много лет один прекраснейший электронный коллектив Stolen Loops Project. Мы придумали с ними классный формат. Когда фильм «Аэлиту» Якова Протазанова (немой фильм 1924 года. – Прим. авт.) показывали на большом экране, а ребята играли электронный сет…
— К вопросу о партнерах и старых коллегах-друзьях. Слышала, что недавно вы снялись в проекте «Белая лилия» для телеканала «Dомашний», где режиссером был Александр Мохов…
— Именно этим меня и привлек проект: с Сашей мы много работали в одном театре. Я знаю, что он — человек не поверхностный, глубокий, и даже в экстремальных условиях пытается сделать качественно все от и до. Кстати, мой герой Алексей — как раз из тех надломленных и сумасшедших, и тоже ученый. Он сам — серьезный ученый-практик, полностью погруженный в свою работу, прекратившийся в тирана по отношению к своей жене, которая искренне его любит и приносит на алтарь семейной жизни и себя, и отказывается от своего любимого дела – петь…
Адекватно-неадекватный папа
— Про вашу личную жизнь в интернете много всего написано, но все так туманно… Что самого абсурдного вы про нее прочитали?
— Я давно выпал из информационного пространства. Мне настолько в определенный момент вынесли мозг журналисты «желтых» газет, я так от этого устал, что просто перестал давать интервью. Вы — первый журналист лет, наверное, за пять или шесть, с которым мы разговариваем. Тогда же я перестал реагировать на то, что пишут, — перестал комментировать, мне это стало совсем неинтересно… Мама иногда что-то вычитает – и переживает, но прошу её каждый раз выкинуть всё из головы…
— Так понимаю, что это касается в первую очередь личной жизни… В сериале, о котором мы уже говорили, жена чудесным образом сохранила прекрасные отношения со всеми бывшими мужьями. Так бывает?
— Нет, конечно! Это всё — вымысел, поэтому и рейтинги были высокие. У меня лично точно не сложилось идеальной послеразводной картинки. Хотя с мамой старшей дочери мы поддерживаем отношения — подошли по-взрослому к этому вопросу. Да и дочке уже 20…
— Так вы почти скоро дедушка?!
— Надеюсь, что пока нет: она у меня скрипачка и немножко про другое… Ну а стану дедушкой… (Раздумывает.) Ну, ничего… Это ж здорово! Жизнь должна продолжаться, и главное — чтоб дочь была счастлива!
— Есть разница: быть папой в 22 и в 42?
— Все по-другому — осознанность другого уровня! Мне кажется, я – адекватный. Но, с другой стороны, дико неадекватный, судя по количеству моих браков… Но все это — классный опыт, и я дико рад, что у каждой моей жены всё сложилось после меня в жизни, и много стало происходить большого и талантливого! Каждой из них я благодарен за тот кусочек жизни вместе и никогда этого не забываю и не забуду…
Светлана Марголис, фото Вадима Тараканова, Геннадия Авраменко и пресс-службы телеканала «Dомашний»
(ИА «Столица»)