О работе над картиной, а также о сострадании и вере, нравственном выборе и задачах искусства, о внутреннем свете и недопущении зла Сергей Урсуляк поговорил с ведущей программы Дарьей Златопольской.
О новом фильме «Праведник»:
При всей прелести сценария он был очень большим. И поскольку Геннадий Островский – настоящий писатель, там нельзя было просто взять что-то и убрать. Полифония в нем была заложена. И каждый персонаж, даже появляющийся с одной репликой, что-то для истории означал. Задача была в том, чтобы зритель стал тем самым Киселевым, который видит этих людей впервые, которого ничего с ними не связывает. Но в процессе персонажи становятся для него родными. И потеря каждого из них должна отдаваться болью. Для меня это было крайне важно.
О вере в лучшее:
В людях больше хорошего. Нам часто кажется иначе (и справедливо кажется), но если поместить человека в определенные обстоятельства, он сделает выбор в пользу хорошего. Я очень надеюсь на это. И с этой позиции я снимаю кино. С этим ощущением и с этой верой.
О недопущении зла:
Любое расчеловечивание ужасно. Вообще попытка взять на себя роль судьи, сказать, кто прав, кто виноват – очень опасная вещь. Особенно — когда это делается в массовом порядке. На каком-то своем уровне я стараюсь делать все, чтобы этого в принципе не было между людьми. (…) Я думаю, наша задача общая – просто не допускать, чтобы это происходило, понимаете? Какая-то должна быть внутренняя инъекция, не пускающая эту заразу в организм. И вот тогда будет коллективный иммунитет. Наверное, то, что я говорю, очень наивно. Но я не знаю, как еще бороться. Надо петь свою песню про хорошее и верить, что это какую-то отдачу дает.
О ложных ценностях:
Мне кажется, сейчас неправильно ставится задача перед молодыми людьми: стать известным, стать богатым, стать успешным. Это абсолютно неверная задача. Стать хорошим, добрым, честным, образованным, культурным – да. Перед нашим поколением ставились именно такие задачи – и это дало свой результат.
О магии кино:
Кино (и вообще – искусство) позволяет нам вглядеться в лица. Ведь мы живем, не замечая друг друга. Оттого мы так равнодушны, оттого утрачиваем возможность сострадать… А кино приближает людей, и ты понимаешь, что все люди – люди.
Фото и фрагменты интервью предоставлены пресс-службой ТК «Россия – Культура»