Нам удалось побывать на съемках и узнать подробности сюжета.
Женская сущность
По замыслу сценаристов, в центре сюжета — история двух людей. Он — дирижер знаменитого симфонического оркестра, выступающего с концертом на российской военной базе в Сирии. Она — журналистка, приехавшая сделать репортаж с места событий. С первых минут знакомства между ними вспыхивают чувства. Но первый романтический вечер может стать единственным в их жизни: гостиницу, где остановился оркестр, захватывают террористы. Главным героям удается спрятаться, но за ними начинается настоящая охота. Единственной надеждой на спасение становится бывший муж журналистки — он военный и сейчас находится в Сирии. И теперь судьба героев оказывается в его руках.
«Сирийская соната», которую сам режиссер Олег Погодин предпочитает называть «Моя любимая» (это второе рабочее название фильма) — прежде всего художественный фильм, который представляет собой смесь жанров.
— У нас военные картины, как правило, связаны с подвигом людей, но в этом фильме военная тематика не является главной, а всего лишь оттеняет основную тему фильма, — рассказал нам режиссер. — А основная тема — потеря женщиной своей женской сущности. Мужчины должны оставаться мужчинами, а женщины — женщинами, и тогда все мы будем жить в гармоничном мире. Наш фильм — о любви и о том, как женщина, пройдя через опасности и испытания, вновь открывает в себе свою женскую сущность…
Журналистка и дирижер
Журналистку в этой истории играет Елена Север. Для нее это далеко не первая роль в кино, но первая работа с таким объемным материалом. Кроме того, Елена выступает еще и продюсером фильма.
— С Олегом Погодиным это наша первая совместная работа, я много про него слышала и, наверное, в каком-то смысле немного побаивалась, — рассказала нам Север. — Тем более что у меня — главная роль в таком непростом фильме. Поначалу я очень переживала, но похоже, страхи были напрасны: вроде бы все получается… Олег — профессионал с большой буквы, и я полностью доверяю видению режиссера. С партнером по фильму мне также очень повезло работать: с Константином Лавроненко легко и комфортно…
Константин Лавроненко в этом фильме как раз и играет того дирижера, в которого влюбляется журналистка.
— Я еще не играл музыкантов, — говорит нам Лавроненко. — Это такой вызов самому себе, поэтому что хочется быть убедительным, чтобы зрители тебе верили.
Актер перед съемками подготовился к роли, изучал, как работают профессиональные дирижеры. Но научиться этому сложному виду искусства за несколько месяцев практически невозможно. Как нам удалось узнать, у актера будет дублер — он вступит в дело, когда возникнет необходимость крупно снимать руки.
Владимиру Ильину, Николаю Шрайберу и Игорю Гордину достались роли музыкантов в оркестре. У каждого из их персонажей будет свои драматическая линия.
Роль военного — бывшего мужа главной героини — в этой истории досталась Гоше Куценко. Больше часть съемок с ним прошла как раз в Крыму. Режиссер хотел показать, что военные — это не оловянные солдатики, а живые люди со своими чувствами и переживаниями.
— Для меня это не первая роль военного, — рассказал нам Гоша Куценко. — Честно признаюсь, что я люблю все, что связано с российской армией. И хочу сказать, что здесь мой персонаж обладает хорошим чувством юмора — именно таким мы его себе нарисовали с режиссером. Думаю, что образ получается интересный. А что касается съемок, то я уже знаю, как сниматься в военных фильма. Главное — чтобы автомат был пластиковым и обойма пустая — иначе очень тяжело перемещаться в полном обмундировании по съемочной площадке.
История с географией
Снимать картину в Сирии съемочная группа по вполне понятным причинам не стала. После тщательно изучения различных вариантов было решено, что работа над некоторыми эпизодами будет проходить в Крыму — в Судаке и его пригороде. Именно тут, за городом, были сняты военные действия со взрывами, передвижение техники. Обслуживание оружия, стрельба, имитация попадания пуль — за все это отвечает отдельная команда.
Съемки в Судаке продолжались целый месяц, кроме натурных сцен, работа шла еще и в одной из гостиниц города, где разворачивается основное действие.
Съемочной группе повезло с погодой, и в свободное время желающие даже рискнули искупаться в Черном море. И хотя местные жители говорили, что это не совсем подходящее время для водных процедур, но особо закаленных столичных жителей это не поколебало.
Музыка судьбы
Уже после того, как съемки в Крыму были завершены, вся съемочная бригада переместилась в Москву. Один из эпизодов фильма снимали в филармонии: самый настоящий оркестр играет Сергея Рахманинова. По сюжету фильма сцена с ночной репетицией оркестра — сложная как с точки зрения света и акустики, так и морального напряжения: ведь для героев это вечер перед отправлением в Сирию. Да, так бывает часто в кино, что съемки идут не в хронологическом порядке. Сначала сняли основной сюжет в Сирии (то есть, в Крыму), а теперь — небольшая предыстория: что было «до того».
Несколько репетиций, и: «Камера! Мотор! Оркестр!» — работа началась!
И снова музыка, и еще один дубль…
Съемки «Сирийской сонаты» продлятся еще месяц, в прокат фильм планируется выпустить уже в этом году.
Яна Невская, фото Вадима Тараканова и кинокомпании «Русский Север»