А я пока расскажу вам, как хранят свою историю на другом континенте. В Канаде.
Black Creek pioneer village, деревня канадских пионеров — небольшое сельское местечко неподалеку от Торонто — дает возможность на «машине времени» отправиться в прошлое. Приличных размеров парк дает возможность в мелочах сохранить уклад жизни таким, каким он был в XIX веке. Небольшое поселение вполне возможно обойти за день посещения. Здесь есть все — жилые дома, фермы, магазинчик, церковь, школа, мастерские, мельница и даже Масонская ложа.
И не интерактивные, а самые что ни на есть настоящие. Все дома, лавки, школа — обитаемы. Городок живет своей повседневной жизнью. Как бы и не замечая посетителей, однако с удовольствием отвечая на вопросы о подробностях жизни и быта.
Ну что? Зайдем? Ах, да…. Я забыла предупредить, что вход платный. Билет стоит порядка 700 рублей на наши деньги. Но, поверьте, оно того стоит.
На входе в парк расположился небольшой музей. Много фотографий конца 19 века. Много предметов – ну например пра-пра-дедушка бобслейных санок, коньки, и, вот, кто бы мог подумать, камень для керлинга. А вот так начинался знаменитый Канадский хоккей. Там же стоят школьные парты. Мальчики и девочки обучались вместе, но сидели раздельно. О чем говорят нам соответствующие надписи на партах. Тут же висят фотографии ребятишек. Хорошо знакомые нам по фильмам персонажи. Сплошь Томы Сойеры и Гекльберри Финны.
Впрочем покинем, наконец, музейное помещение, выйдем на улицу и прогуляемся по городку. Зайдем в первую попавшуюся мастерскую. Там прямо на наших глазах делают подсвечник. И еще массу домашних вещиц. А вот в таких тазах мылись дома женщины. Мужчины посещали бани. Бани были расположены на одной из улиц нынешнего Торонто, что впоследствии и привело к образованию улицы с характерным названием.
В огромном амбаре собрана техника того времени. Вот повозка на которой передвигались поселенцы, кстати хорошо знакомая нам по вестернам. А вот и сани, изображение которых мы видим на открытках с Санта-Клаусом. Пожарная машина, разумеется, на конной тяге. Посмотреть на эти артефакты съезжаются туристы со всего мира.
Еще одна лавка – хозяин вощит суровую нитку и шьет. Шьет обувь, конскую сбрую, кожаные ведра для овса и чтобы поить лошадей, а также массу других необходимых для повседневной жизни предметов. В частности такую гибкий кожаный предмет, длиной и шириной напоминающий школьную линейку, я чуть позже увидела в руках у господина учителя в местной школе. Судя по всему, серьезный аргумент в деле убеждения детей в том, что знания, это и сила, и если не хочешь, заставим.
А вот и магазин Колониальных товаров. Любезная продавщица предлагает широкий ассортимент- Начиная от шляпок для дам и цилиндров для джентльменов, заканчивая чаем и кофе. Мы купили мыло.
И пошли на ферму, смотреть на овечек, козочек, и конечно индюшек. Все они вольготно пасутся на травке. Тут же фермер и фермерша, которая уступила моей просьбе рассказать о ее одежде, и я узнала, какие и сколько юбок надевают на праздник и в будни.
А мы пока пойдем посмотрим, как живут в небогатом доме. Хозяин ушел на работу, а хозяйка сидит за прялкой. Рядом уже спряденная шерсть и вязанные детские и взрослые носочки. Кстати, совсем забыла! Все вещи, изготовленные в деревне, вы можете приобрести в небольшом магазинчике на выходе из парка.
В соседнем доме на кухне идет процесс заготовок. Хозяйка маринует огурцы (уксусом крепко пахнет!). Безумно интересно рассматривать кухонный инвентарь. Что можно сказать, все то же самое, что и два века спустя. Только без электричества. Кофемолка, мясорубки, ступка, формы для холодца и желе. Формочки для печенья и кексов те же самые, что у нас. Мало что изменилось.
А вот дом побогаче. И тоже очень знакомый интерьер. Ну конечно — все это «Унесенные ветром». Теперь я знаю, в каких залах танцевала Скарлетт О’Хара, в какие комнаты удалялись джентльмены, чтобы выкурить после ужина сигары, и в каких гостиных сплетничали дамы, сидя на диване из конского волоса. Вы знаете, как выглядит диван из конского волоса? Вот и я тоже впервые увидела.
Пока дамы и джентльмены отдыхают, девушка на хозяйской кухне готовит лимонад и продает. И правильно. Что простаивать. Денежки счет любят. Рубль к рублю. В смысле 50 рублей к 50 рублям. (Я имею в виду, канадский доллар к канадскому доллару). Лимонад из натуральных лимонов, кстати сказать, не сильно то пришелся по вкусу привычному к химическим напиткам организму.
А вот пиво в местном баре, сваренное тут же по рецептам 19 века, вполне даже неплохое, невзирая на некоторую необычность вкуса. Вернее вкусов, поскольку за 5 долларов (250 рублей) тебе наливают поочередно три стаканчика разных сортов. Сама-то я по пиву не специалист, но муж вполне даже одобрил.
После пива и лимонада пойдем покатаемся на лошадке? Вот, крепкая канадка уже держит жеребца под уздцы.
Мы поедем, и попутно – вот же и коновязь, есть где запарковать лошадку — заглянем в домик господина доктора. Вот незадача, он уехал к больному! А я так хотела показать вам его дом, дом явно обеспеченного и образованного человека. На первом этаже он ведет прием, в шкафчиках на полках стоят склянки с лекарствами. Рядом разложены хирургические инструменты. И прайс на услуги господина доктора, который за вполне разумную плату готов тут же удалить вам… Ну, к примеру зуб. Однако, по вполне понятным причинам, несмотря на вполне комплиментарную по нынешнему курсу цену, ни одного желающего вырвать зуб по технологии 19 века со дня основания музея не нашлось. Я специально узнавала.
Не устали? Остаток дня можно провести, посмотрев, как работает мельница, типография, перекусить в кафе, понаблюдать, как гости сьезжаются ко входу, ведь сегодня вечером, когда разойдутся туристы, здесь гуляют свадьбу. Вот уже и столики накрыты, и цветочные гирлянды развесили.
Пора прощаться.
Элеонора Соломенникова