Как вдруг выяснилось пять лет назад, первопроходцем и идеологом переноса части столичных полномочий к нам был вице-президент РФ Александр Руцкой. Он якобы ещё в 1991 г. предлагал перенести сюда правительство, оставив в Москве администрацию президента. По словам Руцкого, все новосибирцы, с которыми он встречался во время своих визитов, ликовали и «аплодировали стоя», услышав идею о переносе столицы в Новосибирск. Но планам помешали коварные либералы.
Да, волнительная история… Ну и выдумщик этот Руцкой! Нет каких-либо подтверждений его рассказу. Кстати, в 1993 г. автор этих строк был на открытой встрече с ним в Новосибирске, а затем на закрытом общении с небольшой группой его единомышленников. О чем угодно говорил экс-вице-президент, только не об этом.
Наш человек в первопрестольной
А вот что было на самом деле. Первым это предложение выдвинул соратник Руцкого депутат Госдумы Василий Липицкий. Это сопровождалось любопытными событиями, в которых мне довелось принимать непосредственное участие. По предложению своих новосибирских сторонников этот московский профессор в 1993 г. решил участвовать в первых выборах в Госдуму.
Но горожане терпеть не могут варягов. Поэтому для его успешного продвижения был придуман слоган «Наш человек в Москве». В немалой степени он и помог. Но надо было закрепить успех, ведь время шло и предстояли перевыборы. Для этого группа помощников Липицкого (включая меня) придумала фишку о переносе столицы в Новосибирск.
Она была широко разрекламирована в местных СМИ. Совместно с учеными провели и круглый стол в бывшем СибАГС. Это было первое и пока единственное мероприятие в РФ по обсуждению вопроса о переносе столицы. По ходу его кандидаты и доктора наук переглядывались и пересмеивались, но нашли массу аргументов для переноса. При желании можно что угодно обосновать. Была бы мотивация… Далее по итогам симпозиума была выпущена брошюра, отправленная в Москву Липицкому.
Оригинальную версию дальнейших событий я с огромным удивлением через 15 лет услышал по новосибирскому радио. Как сообщил авторитетный новосибирский журналист, предложение о переносе столицы обсуждалось, голосовалось и хотя и не прошло, но набрало немало голосов. Вот так и творится история… Реальность же куда более прозаична. Сначала голосуют за внесение вопроса в повестку дня. Немалая часть таких инициатив отбрасывается с порога, но для смеха или из солидарности некоторые думцы поддерживают своего коллегу, особенно когда уверены, что предложение не пройдет. Дебатов на эту тему не было, а за включение в повестку проголосовало менее четверти от общего состава нижней палаты.
Иногда, лучше молчать…
С тех пор подобные инициативы озвучивались исключительно через СМИ, а с недавнего времени и через соцсети. Зачастую без какого-либо серьёзного обоснования, учета мирового опыта, анализа политической и экономической ситуации в РФ. Просто бухнули в колокол, далее идею продвигать не стали. Кто-то может спросить, а зачем солидные люди так поступают. Здесь несколько причин. Первая, это привычка к необязательному пустословию. Раньше ею особенно страдали местные политики. Теперь в основном федеральные.
Включите многочисленные ток-шоу на центральных телеканалах. За последние годы на них высказаны тысячи предложений по переустройству России и всего мира, нередко бредовых. СМИ только успевают их высмеивать, но телеканалам хоть бы хны, поскольку между ними нет реальной конкуренции за зрителя. Так же, как и в политической сфере. На Западе публичные персоны «базар стараются фильтровать», ибо каждое слово подшивается к делу оппонентами. Рано или поздно будут выборы, и за все произнесенное придется отвечать. Со всеми вытекающими последствиями. А у нас, например, посмотрите по ТВ любую передачу «Познер». Ведуший зачитывает гостям цитаты из их интервью и комментариев и спрашивает, что они имели в виду. Многие бывают искренне озадачены, а иногда и переспрашивают: «Это я говорил?»
Теперь несколько слов о лежащих на поверхности аргументах против переноса столицы в настоящий момент. Эта тема лишь одна из не менее чем сотни возможных политических реформ. А нынешняя власть и экономические преобразования каждый год передвигает все дальше и дальше, на 2019-й, 20-е и уже 30-е годы. А о политических реформах даже и не заикается. Как и о назревших изменениях в других сферах жизни. Некоторые, говоря про перенос столицы, подразумевают и реальную федерализацию, и децентрализацию, дебюрократизацию, кардинальное изменение (в пользу регионов и городов-миллионников) бюджетной политики. Но здесь ситуация если и меняется, то только в худшую сторону. В памяти всплывает лишь переезд Конституционного суда в Петербург, да и на него ушло немало лет.
Люди, продвигающие идею переноса столицы в Новосибирск, подозреваю, думают, что сюда потекут из Москвы молочные реки с кисельными берегами. Что все наши проблемы, в первую очередь самая кричащая транспортная, сразу рассосутся. Но даже если вообразить такой поворот событий, то проблемы могут и резко усугубиться…
Овчинка стоит выделки?
Но вообще в самой идее переноса столицы есть рациональное зерно. Это если пойти по варианту переноса в город (условный Новоград), создающийся с нуля (как было в Казахстане и Бразилии). Место для него можно найти и в нашей области…
Сейчас в Кремле сбились с ног, уже два месяца придумывая для президентской кампании Владимира Путина «образ будущего». Пока ничего не получается. Нужно что-то нестандартное. Не сочтите меня прожектером, но идея о новой столице вполне могла бы стать прорывной для его четвертого срока. Её можно использовать как локомотив в реализации пакета упомянутых реформ. По такому пути шли как наш Петр I, так и некоторые зарубежные авторитарные правители. При этом финансовый центр может остаться в Москве.
Но такой инфраструктурный проект потребует огромных средств, возразят многие. Просто надо сделать его приоритетом, как, например, было с национальными проектами. Отказаться от многих привычных для чиновников трат, скажем на чрезмерно активную внешнюю политику… Могут сказать, что нынешний президент отличный тактик, а тут требуется масштабное стратегическое мышление. Однако он явно озабочен своим будущим местом в истории, а лучший повод трудно для этого представить…
Дмитрий Пучкин, политолог
Фото Алексея Чистякова