Думаю, что не все родители читали своим детям книгу Мориса Метерлинка о таинственной птице счастья. Да и полюбившийся в свое время советско-американский фильм с одноименным названием сейчас уже подзабыт.
Пропустить такой спектакль не хотелось. Интересно было узнать, как на сцене всего за 50 минут можно воплотить путешествия в прошлое и будущее, а также в географические точки, которых нет на карте мира. Что из себя будет представлять страна Блаженства и удовольствия или же царство Ночи?
Светящиеся в темноте декорации, молниеносно сменяющиеся, словно по мановению волшебной палочки, завораживают до сих пор. Шестилетние дети (именно с этого возраста рассчитан спектакль) воспринимают происходящее буквально: предметы ожили и стали как люди. Дети постарше (чаще с подсказки взрослого, с которым пришли на премьеру) постепенно осознают, что все, чем наполнена наша планета, имеет свою суть — живое и неживое. Нужно только суметь это разглядеть. И в этом помогают сказочные персонажи, открывшие всем свою душу.
Благодаря доступной для детского сознания инсценировке маленькие зрители начинают понимать, почему среди основных продуктов стола — хлеб и молоко. Насколько привязаны к своим хозяевам их домашние питомцы, как бы они дружили с ними, если бы могли говорить. Какова истинная суть материнской любви и отцовской заботы. А еще ребята открывают для себя, что бесконечные безмятежность, беззаботность, чрезмерные увеселения и удовольствия, оказывается, сильно утомляют и очень мешают идти по жизни. Многие вещи при просмотре постановки начинаются восприниматься публикой под иным углом зрения. Сегодня спектакли и фильмы с доступной философской подоплекой для детской аудитории (да и для взрослой тоже) — такая редкость!
Единственным недостатком театральной рождественской феерии является подлинник — само произведение Мориса Мэтерлинка. А еще — поставленный по его пьесе в 20-м веке прекрасный фильм. Но на то оно и кино, что имеет широчайшие возможности создавать зрелищные, завораживающие эффекты.
Спектакль воспринимался на одном дыхании. А по приходу домой захотелось найти на просторах интернета старый добрый фильм. Знакомая мелодия композитора Андрея Петрова, музыкальным фоном сопровождавшая титры, тут же погрузила в просмотр картины. И снова освежились в памяти слова песни из советско-американской ленты: «Если вдруг судьбе твоей случится Заблудиться в небе Синей птицей, Иди за ней, лети за ней, За ней, за ней, за ней».
Эльвира Корченко
Фото Виктора Дмитриева