Об издержках индивидуализма
В Новосибирск Ирина Муцуовна приезжает практически ежегодно и всегда плодотворно:
«Тут абсолютно моя аудитория, с которой мы на одной волне, — рассказала она собравшимся в магазине «Плиний Старший». — Сегодня в приоритете не пол, образование или статус. Все ищут тех, с кем на своей волне, потому что с ростом индивидуализма, становящимся все более важным фактором, таких людей остается все меньше и меньше».
О ценности «черного золота»
Ирина Хакамада уверена, что значимость нефти никогда уже не достигнет таких пределов, которые были в нулевые годы:
«Доминирующая мировая тенденция Америки, Европы, «азиатских тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня) — серьезная работа над альтернативными источниками энергии. Гибридные автомобили в Европе пока не рядовое, но распространенное явление. Развитый мир уходит из углеводородного сырья. В ближайшие 30-40 лет нефть перестанет играть какую-либо роль. Сейчас последний победный клич Ближнего Востока, Саудовской Аравии, стран ОПЕК (экспортеров нефти) и России с играми в добычу нефти.
Если Россия хочет быть эффективной, она должна не только на уровне сознания и говорильни, а на уровне управления страной заняться наконец экономикой человека, инвестируя в его здоровье, образование, самостоятельность, креативность. Начиная со школы нужно убирать демагогию, пропаганду и накачку, предоставляя возможность воспитанию лидерства.
Америка занимается экономикой человека. И сейчас вложила свои основные инвестиции в развитие знаний и в создание биологически выращенных органов человека. Потому что Штаты работают на будущее.
Я вижу два варианта развития мирового сценария в ближайшие годы. Позитивный: лет 15 турбулентности, которая может вывести на новое качество институты и мировую экономику. Негативный: после затянувшейся турбулентности противоречия между различными полюсами этого мира могут привести к глобальной войне. Это будет крах».
О культуре как драйвере развития
Россия выросла на культуре, и этот тренд надо обязательно сохранить, уверена Хакамада:
«Необходимо вкладывать в воспитание культуры. Если мы потеряем этот драйвер, то у нас ничего не останется. Во всем остальном мы опоздали. Наши автобренды не ценятся. Автомобили нам лучше собирать, привозя запчасти ведущих мировых производителей. А вот через культуру мы могли бы прийти к изменению качества среднего класса, который стал бы креативным и создал что-то другое. Важно развивать современное искусство. Сейчас оно бурлит в столицах. Весь смысл, чтобы из федеральных городов это переехало в регионы. Современное искусство становится драйвером развития, в том числе и экономики».
О взращивании российских президентов
Большой политики нет, считает Ирина:
«Есть что-то очень большое, и там всех очень много. Но это не имеет никакого отношения к политике. Я спокойно поддерживаю оппозицию. Иногда выхожу на митинги. Но ни одного из имеющихся политиков не вижу в качестве президента. И они в этом не виноваты – нет среды, в которой вырастают эти будущие президенты. Им ее не создают. А когда нет соответствующей среды, то хоть розы посади, а вырастут сорняки».
О российской психологии
Поле для реализации у молодых психологов у нас в стране есть, уверена Хакамада:
«В России все сходят с ума, доходят до ручки, обпиваются, достают других. Но привычки ходить к психологу нет. Традиция россиян — заменять психологов на друзей. Но нужно помнить, что многие друзья временны. Каждый занят своим и с годами все больше. У каждого свои беды. Нельзя «насиловать» людей вокруг своими проблемами. Для этого есть профессионалы, которых за свои деньги можно «изнасиловать» полностью.
Но зачастую в психологию идут закомплексованные и несчастные люди. Обучение психологии для них — соломинка, ухватившись за которую они ищут пути решения своих запутанных и непонятных пока для них ситуаций. Бывает, им удается от них избавиться через общение с клиентами. А должно быть наоборот. Перспективы у психологии в России есть. Но нам не хватает самодостаточных ученых, которые, как в свое время Фрейд и Юнг, хотели бы разобраться в человеческой природе психики, а не решить за счет людей свои личные проблемы».
О новом бизнесе
Сейчас Хакамада озабочена выбором новой ниши для себя:
«Мой муж, как и многие, в период экономической нестабильности и колебания курса доллара все потерял. Мне надеяться не на кого. Я озабочена тем, как почувствовать себя в этом новом будущем и как на него ответить. Меня интересуют бизнес-ангелы, новые проекты, где найти соответствующие инвестиции и как начать стартап с минимумом затрат. Взять из моего прошлого все позитивное, но повернуть это в другое русло. Технологии прошлого надо забыть – они не работают.
У меня позитивный результат какой? Я умею говорить, у меня есть бренд и у меня есть масштабированная известность, которую я удержала, несмотря ни на что. Значит все это надо теперь конвертировать в новый проект. А стоять на месте нельзя. Вот об этом я думаю».
Эльвира Корченко
Фото автора