«Причина повреждения трубопровода — наружная коррозия. В месте наибольшего влияния коррозии произошел такой дефект. Сложилась совокупность факторов, в том числе старение трубы и воздействие на нее ила, грязи, воды», — рассказывает Шавшин.
Причем энергетики знали, что трубу нужно менять, и намеревались приступить к работам 13 ноября. Уже подготовили и рабочую зону, и ограждение. Но труба не дождалась начала ремонтных работ — рванула в 13:50 в районе дома №44 по ул. Котовского. И пришлось менять ее не в плановом, а в аварийном режиме.
«Специалисты теплосетевой компании обнаружили дефект на этом участке ранее, и 13 ноября дефект должны были устранять в плановом порядке — место запланированных работ огородили, туда подогнали технику. К сожалению, из-за резкого изменения температур изношенная труба не дождалась ремонта — произошел порыв», — говорит Михаил Филатов, технический директор — главный инженер новосибирской теплосетевой компании, который руководил ремонтными работами на месте.
Именно факт аварийности и стал причиной того, что тепло пропало в домах значительной части левобережья. В СГК поясняют, что в зону отключения отопления попали, как и заявлялось ранее, 62 объекта, в том числе 40 жилых домов, три детских сада, два лечебных учреждения и 17 административных зданий.
Однако накануне вечером многие новосибирцы, чьи дома в зону отключения, по всем официальным данным, не попали, тепла от батарей либо совсем не ощущали, либо температура поверхности этих радиаторов сильно упала. Температура водопроводной горячей воды при этом во многих домах оставалась на привычном уровне. Как выяснилось, проблема в том, что из-за аварии вышло очень много сетевой воды — на ул. Троллейной был настоящий потоп.
«В связи с масштабностью данного дефекта и большим выходом сетевой воды, в том числе в связи с режимными особенностями зоны теплоснабжения ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, получилось, что были снижены параметры у жителей левобережья — Ленинский, Кировский районы», — говорит Егор Шавшин.
Речь действительно идет о большей части левобережья.
По данным энергетиков, к 19 часам начали параметры эти восстанавливать. К 22 часам работы были закончены. Ко всем домам, за исключением тех, что попали в зону отключения, подачу тепла возобновили в прежнем объеме. Дальше дело было за оперативностью работы управляющих компаний. Где-то тепло действительно появилось в этом промежутке времени, а кто-то и утром жаловался на холодные батареи. Причем на одной и той же улице.
Жителям домов, попавших под отключение, повезло гораздо меньше. Восстановительные работы велись в течение 14 часов. В них были задействованы 63 человека и 20 единиц техники. Место разрыва трубы раскопали, откачали воду, вырезали поврежденный фрагмент трубы и поставили на его место новый участок трубопровода. На время отключения почти в половине жилых домов и лечебных учреждениях теплоснабжение было организовано с обратного трубопровода, уточняют в СГК. К 03:00 сварочные работы были завершены, в 05:00 13 ноября системы отопления начали заполняться. Дальше дело за управляющими организациями.
Теперь главный вопрос — последняя ли это авария? По словам Егора Шавшина, авария на Котовского, 44, — «случай исключительный с таким выходом воды на поверхность». Хотя в целом для начала отопительного сезона аварии — это не редкость, «поскольку происходит выход на рабочие параметры, повышаются температура, давление».
«Мониторинг дефектов ведется постоянно. Все выявленные болевые точки — на карандаше. И при благоприятной погоде мы их устраняем в плановом порядке», — заверил Шавшин.
Меж тем окончания ремонтных работ в Новосибирске дожидались не только люди, но и домашние животные. И как минимум один домашний еж, почувствовав похолодание, впал в спячку.
Павел Быковских