«Здание… не является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации…, выявленным объектом культурного наследия», — говорится в тексте документа.
Далее в тексте дается ссылка на Федеральный закон № 73, который не относит здание к категории объектов культурного наследия.
Также говорится, что в 2004 г. Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, приводя систему учета в соответствие с законом, исключил данный дом из перечня, «поскольку типология этого объекта отсутствует в законодательстве».
В документе также дается отсылка на перечень объектов культурного наследия (приложение к Генплану № 12, утвержденное решением горсовета в декабре 2007 г.).
«Здание (п. 57 перечня) указано в качестве объекта ценной историко-градостроительной среды», — говорится в ответе на запрос общественников.
Снос дома-коммуны на Чаплыгина, 59/Каменской, 18, начался на новогодних каникулах. 5 января к зданию пригнали экскаватор. Однако работу приостановила полиция, потребовав у субподрядчиков соответствующие документы. Подрядная организация предоставила документацию, и на следующий день, 6 января, работы по сносу дома-коммуны продолжились. Жители близлежащих жилых построек жаловались на то, что их дома вздрагивают и трясутся.
После новогодних каникул мэрия Новосибирска разъяснила причины сноса дома. Оказалось, постройка находилась в аварийном состоянии. Участок, на котором находился дом, отнесен к категории «Для объектов жилой застройки». Однако в департаменте земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска заявили, что никаких разрешений на строительство на освободившемся участке не выдавалось, соответствующих заявлений не поступало.
Дом для рабочих пищевой и деревообделочной промышленности «Рабочая пятилетка» на углу Чаплыгина и Каменской был рассчитан на 238 жильцов — 106 взрослых и 132 ребенка (до 16 лет).
В проекте предполагалось проживание жильцов отдельными возрастными группами и полное обобществление быта. В подвальном этаже находились механическая прачечная, котельная и продуктовые склады. На первом этаже были расположены столовая, распределитель товаров, помещения администрации кооператива и спальни «престарелых».
Спальни взрослых и детей восьмилетнего возраста занимали второй этаж. Третий и четвертый этажи отводились для спален взрослых и детей до 16 лет. Отдельную часть четвертого этажа занимали комнаты общественного пользования.
Проект был принят как типовой, кооператив «Красный кожевник» построил два жилых здания по этому проекту на ул. Дуси Ковальчук (2, 2/1). Но после опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 г., осуждавшего форсированное обобществление быта как «вредный левый уклон», строительство домов-коммун было прекращено, а жилой корпус «Рабочей пятилетки» переделали в обычный многоквартирный дом.