По данным совместного расследования «Новой газеты», центра по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP), шведского телеканала SVT и эстонской газеты Postimees, счета для офшоров Михаила Абызова стали открываться в 2011 г.
О том, что экс-министр был связан с некоторыми оффшорами, сообщалось и ранее. Однако теперь стал понятен истинный размах его деятельности.
В феврале этого года Swedbank оказался в центре скандала, связанного с отмыванием денег. По данным журналистов SVT, c 2008 по 2018 год через его эстонское крыло прошло более 135 млрд евро нерезидентов — в основном российских клиентов. В их числе был и Михаил Абызов.
На счета его 70 компаний в Swedbank поступило 860 млн долларов, а 770 млн было выведено. Согласно данным банковского отчета, у экс-сотрудника банка Алексея Эверсона был обнаружен калькулятор PIN-кодов (устройство генерирует уникальные цифровые коды для получения информации и управления счетом удаленно), который использовался для перевода денег одной из компаний Абызова. Эверсон ушел из банка в 2017-м, когда счета оффшоров Абызова уже были закрыты. А затем стал директором кипрской Anduril Enterprises Ltd, связанной с Абызовым.
В том же году Фонд борьбы с коррупцией обнаружил, что на Anduril записана роскошная вилла экс-министра Il Tesoro в Тоскане стоимостью в 20,6 млн евро.
По данным расследования, как минимум 38 из 70 компаний офшорной сети Абызова владели или продолжают владеть крупными российскими активами в электроэнергетике, мосто- и машиностроении, добыче угля и агропромышленности. На некоторые из них были записаны не совсем профильные активы, такие как пансионат «Энергетик», принадлежавший ранее РАО ЕЭС, кардиологический санаторный центр «Переделкино» и др. В числе прочих значится и управляющая компания самого крупного новосибирского бизнес-центра класса А «Кронос».
В расследовании отмечается, что часть сделок была совершена в тот момент, когда Михаил Абызов был министром российского правительства, а значит — не имел права заниматься бизнесом. Больше того — 42 из 70 аккаунтов оффшоров Михаила Абызова в эстонском отделении Swedbank были открыты после назначения его министром, подчеркивается в расследовании.
Кроме того, до 2017 г. он обязан был декларировать свои доли в компаниях, в том числе иностранных. По крайней мере в публичной части его деклараций таких сведений нет. А с 2017 г., после внесения в закон изменений, Абызов уже не мог иметь никакого отношения к офшорам.
Однако вплоть до 2018 г., говорится в расследовании, оффшоры Абызова участвовали в сделках в России, в том числе по покупке акций крупнейшего российского предприятия тяжелого энергомашиностроения «Элсиб» в Новосибирске.
Сам Михаил Абызов сейчас находится под арестом. Он был взят под стражу в марте этого года. Его обвиняют в мошенничестве и создании преступного сообщества, а также хищении у новосибирских предприятий, «Сибирской энергетической компании» и «Региональных электрических сетей», 4 млрд рублей.
Речь в деле Абызова идет о событиях 2011-2014 гг. По данным следствия, группа обвиняемого купила новосибирские энергокомпании — АСС, ПРиС, ПЭСК и РЭМиС, а далее, искусственно завысив стоимость активов, продала их своим же компаниям за 4 млрд рублей, вырученные средства обвиняемые вывели в офшор.
В августе на Абызова завели еще одно уголовное дело по статье «Незаконная предпринимательская деятельность». А в сентябре стало известно о третьем деле. Оно связано с отмыванием преступных доходов.