В своем запросе заместитель прокурора НСО Александр Рудь попросил в недельный срок предоставить информацию и документы по вопросу спешной ликвидации чиновниками мэрии Новосибирска муниципального предприятия «Похоронный дом ИМИ». А именно:
— Каковы основания для принятия решения о ликвидации?
— Почему принято решение о ликвидации, а не реорганизации?
— Каким образом будет решен вопрос по обязательствам «ИМИ» по заключенным прижизненным договорам с гражданами на оказание ритуальных услуг и пользование колумбарными ячейками? Учитывая, что ликвидация предприятия влечет его прекращение без перехода обязанностей, что может способствовать росту социальной напряженности?
— Сколько таких договоров с гражданами заключено, их перечень, сроки исполнения, данные о контрагентах, цены договоров?
— Оценивалась ли при принятии решения о ликвидации перспектива признания предприятия банкротом?
— Направлялась ли копия решения о ликвидации (с приложением подтверждающих документов) в Совет депутатов г. Новосибирска?
— Принято ли решение о назначении ликвидационной комиссии, определен ли порядок ее деятельности?
— Имеются ли сведения о достаточности имущества «ИМИ» для удовлетворения всех требований кредиторов предприятия?
— Каковы перспективы развития похоронной отрасли Новосибирска при ликвидации одной из двух муниципальных специализированных организаций по оказанию ритуальных услуг?
Судя по подробности и дотошности вопросов, областная прокуратура обратила на ликвидацию МУП «ИМИ» серьезное внимание, с учетом социальной значимости деятельности предприятия.
На момент получения прокурорского запроса новый мэр Новосибирска Максим Кудрявцев вряд ли был в курсе ситуации с МУП «ИМИ». Поскольку никаких решений по ликвидации предприятия он не принимал. А приняты эти решения были в темпе фокстрота в дни перед инаугурацией нового мэра, которая состоялась 26 апреля.
И вот такова хронология похорон, извините за тавтологию, «Похоронного дома ИМИ»:
— За три дня до инаугурации, 23 апреля, комиссия мэрии по административной реформе под руководством первого заместителя мэра Бориса Буреева, и при участии врио мэра Олега Клемешова принимает решение о ликвидации МУП «ИМИ».
— За два дня до инаугурации, 24 апреля, врио мэра Олег Клемешов подписывает постановление о ликвидации.
— За один день до инаугурации, 25 апреля, начальник департамента потребительского рынка Виталий Витухин подписывает приказ о создании и работе ликвидационной комиссии. Последним пунктом приказа при этом контроль за его исполнением Витухин возлагает… на самого себя.
Для тех, кто хоть капельку разбирается в порядке документооборота мэрии Новосибирска, скорость принятия решений – не то что быстрая, а просто ураганная. Конечно, в американском блокбастере «Угнать за 60 секунд» машины крали быстрее. Но все же успеть в течение трех дней до инаугурации нового мэра Новосибирска угробить у него прибыльно работающее муниципальное предприятие – таких рекордов в нашем городе еще не было.
Еще до вступления в должность Максим Кудрявцев обозначил одной из своих главных задач проведение административной реформы управления Новосибирском. И вот день за днем после майских праздников появлялись новости о кадровых изменениях в мэрии города. Ну а 13 мая на фоне этого процесса новый мэр получил из прокуратуры сообщение. Из которого вполне отчетливо видно, что да, есть в мэрии кадры, которые очень даже могут принимать оперативные решения. Правда, решения не создать, не построить, не ускорить, не улучшить к приходу на Красный проспект, 18, нового градоначальника – ведь для этого надо созидать, то есть работать. А чтобы ликвидировать – работать не надо, достаточно в три дня до инаугурации мэра составить и подписать три бумажки. Так, чтобы, придя на работу, мэр этих бумажек уже не увидел.
То, что начальник профильного департамента мэрии Виталий Витухин многие годы, мягко говоря, не жаловал МУП «ИМИ», — факт общеизвестный. Как известно и то, что Виталий Геннадьевич всячески старался продвинуть в сфере ритуальных услуг другую муниципальную организацию, МКУ «Ритуальные услуги». Постоянно встречая сопротивление прокуратуры и антимонопольной службы, указывающих на нарушение в этих стараниях федерального законодательства. Да и нынешнее решение о ликвидации МУП «ИМИ» не первое. Подобная попытка предпринималась еще в 2021 году. Вот только тогдашний мэр, коммунист Анатолий Локоть, тоже не жаловавший МУП «ИМИ» и его директора, депутата горсовета, руководителя районной организации ЕР Сергея Бондаренко, тогда соответствующего постановления не подписал. Понимая, что ликвидировать прибыльное и социально значимое муниципальное предприятие да еще и поссориться с частью депутатского корпуса – это не самое разумное действие. Ну а в 2024-м, в последние дни безмэрства, продавить решение о ликвидации удалось.
И оно уже исполняется. Ликвидаторы из комиссии Витухина уже занимаются ей не покладая рук и вытирая трудовой пот. Директор «ИМИ» от работы отстранен, члены комиссии стопорят работу МУП, под угрозой разграбления транспорт ритуальной службы, который требуют отправить с территории предприятия на сторонние неохраняемые стоянки.
Такой вот подарочек новому мэру Новосибирска Максиму Кудрявцеву принесли его кадры. И теперь, как ни скрывай от него прединаугурационную ликвидацию, после запроса прокуратуры, ему эта история стала известна. Как отреагирует на нее мэр, а на его ответ на запрос областная прокуратура, вскоре станет известно.
Но остается вопрос – кто будет готовить мэру ответ на запрос прокуратуры? Логически рассуждая, это должен делать начальник профильного департамента Виталий Витухин, ведь других кадров у мэра для этого пока нет. А как было сказано еще 89 лет назад, кадры решают всё.
Элеонора Соломенникова