Изначально организаторы заявляли, что начнут митинг в 2 часа дня у фонтана в Первомайском сквере, а затем отправятся шествием до театра «Красный факел». Когда наш корреспондент добрался до Первомайского сквера, обнаружил там сразу два спецавтомобиля полиции для видеофиксации акций протеста. В сквере проходило какое-то массовое спортивное мероприятие — можно было сдать нормы ГТО и проверить силу удара. Постепенно к фонтану подтягивались люди, но никто из них не спешил подтягиваться на турнике или колотить грушу.
Постепенно над головами людей начали появляться таблички с лозунгами против пенсионной реформы, а примерно в 14:15 в толпе людей появился активист с мегафоном и объявил, что всем пора идти к «Красному факелу». Полиция попыталась было остановить толпу, но у них ничего не получилось — митингующие медленно, но верно все же передвигались вместе с полицейскими по тротуару вдоль краеведческого музея. Примерно у входа в метро стражи порядка оставили попытки объяснить толпе, что «ваше мероприятие несанкционированно» и просто шли вместе колонной, попутно останавливая автомобили, чтобы никто ненароком не пострадал.
Когда шествие добралось до кинотеатра «Победа», активист с мегафоном вдруг решил остановиться. Объявив, что Сергея Бойко, координатора штабов Алексея Навального, задержали на подходах к Первомайскому скверу, он вдруг решил развернуть противников пенсионной реформы и направить к Центральному РОВД — «чтобы спросить, за что они задержали Сергея». Как выяснилось позже, Сергею Бойко дали 30 суток ареста за видеоролик про акцию против пенсионной реформы.
«А кто такой Сергей Бойко? Зачем нам к РОВД? Где это?» — послышались робкие голоса в толпе. Многие не понимали, зачем вдруг нужно идти к отделению полиции, если вообще-то собирались протестовать против повышения пенсионного возраста. Однако толпа особенно не поредела после этого, и огромная колонна отправилась в шествие до отделения полиции на ул. Мичурина. Сложно было точно представить, сколько именно человек собрались на митинг. Когда голова колонны уже добралась до улицы Серебренниковской, хвост все еще выворачивал с ул. Ленина, а это значит, что митингующих явно было несколько тысяч. Однако если поначалу в Первомайском сквере можно было увидеть массу пожилых людей, то в шествие пошла уже в основном молодежь.
Полиция не пыталась остановить демонстрантов с плакатами и лозунгами, требующими отставки властей всех мастей, от мэра до президента. Более того — казалось, правоохранители делают все, чтобы обеспечить безопасность митингующих: они перекрывали движение на улицах, которые предстояло преодолеть огромной толпе. Из-за этого на Красном проспекте образовалась внушительная пробка, но когда митингующие начали скандировать: «Посигналь, если ты против!», водители начали отзываться на призыв и поддерживать огромную толпу пешеходов.
Дойти до РОВД участникам акции протеста, конечно, не дали — в конце концов к перекрестку Мичурина и Гоголя подогнали несколько КаМАЗов с ОМОНом и полностью перекрыли движение для всех. Пешеходы, автомобили и даже трамваи в итоге встали в одной огромной пробке. Полицейские, в полной экипировке похожие на космонавтов, встали в две плотные шеренги и остановили шествие. В первые минуты в стражей порядка полетело несколько жестяных банок из-под газировки — в ответ они применили дубинки и сразу же выдернули из толпы двоих или троих особенно буйных. Затем наступило затишье. Митингующие начали выкрикивать: «Позор российской полиции!». Двое проходящих мимо пенсионеры, глядя на все это, остановились и начали стыдить ОМОНовцев:
«Вы посмотрите на себя. Вы против кого сейчас выступаете-то? Вырядились вон как… да я бы на вашем месте уволился сразу из полиции». К пожилым мужчинам присоединились женщины и стали… петь «Интернационал». Хором.
В течение еще 10-ти или 15-ти минут ОМОН задержал еще несколько человек, и градус накала на этом начал спадать. Молодые люди в полицейском ПАЗике размахивали руками, улыбались и всячески позировали фотографам. Кто-то в толпе митингующих принес несколько гвоздик и попытался раздать их полицейским, но они оставались невозмутимы. В итоге протестующие не нашли ничего лучше, как сложить их на землю и усесться рядом прямо на дороге.
Напряженное затишье продолжалось еще какое-то время. Сложно было оценить, сколько людей остались противостоять ОМОНу, поскольку все журналисты в итоге оказались с одной стороны черных шеренг, а участники акции протеста — с другой. Когда поступил приказ оттеснить всех с проезжей части на улицу Крылова и тротуары, наш корреспондент обошел полицейские ряды с другой стороны и обнаружил, что от толпы в несколько тысяч человек осталось всего несколько десятков. Очевидно, подавляющее большинство не очень-то хотело оказаться среди задержанных. «Антипенсионный» митинг, «по пути» внезапно обросший массой политических лозунгов и превратившийся в поход за задержанным оппозиционером, на этом закончился. А гвоздики так и остались лежать на асфальте.
Редакция НДН.инфо вела он-лайн трансляцию о том, как проходит День выборов в Новосибирске и области.
Влад Комяков
Фото автора