В Новосибирске много дачников. И это касается каждого из них. Правительство Медведева при поддержке депутатов из «Единой России» готовится обобрать, как минимум, 70 млн. россиян. Просто и эффективно, а главное – законно лишить их клочка родной земли.
Как уничтожают российских садоводов, дачников и сельских жителей, корреспондент газеты «Аргументы недели» спросил у председателя профсоюзов садоводов России Людмилы Голосовой.
Бац, и дачника не стало
– Людмила Даниловна, вы говорите, что правительство при поддержке депутатов готовится добить дачников…
– Да, в ближайшее время будет нанесён последний – смертельный – удар. Первым можно считать внесение поправок в Гражданский кодекс. Согласно им, с 1 сентября этого года такие юридические понятия, как «садоводческие, дачные и огороднические некоммерческие товарищества», отменяются. Вместо них насильно насаждаются товарищества собственников недвижимости (ТСН).
– И в чём разница?
– В понятии «собственники недвижимости». Чиновники и законодатели считают собственниками только тех, чья собственность внесена в Единый государственный реестр права (ЕГРП), то есть имеют Свидетельство о государственной регистрации права, полученного после 1997 года. А таких всего 30%. Половина садоводов по милости чиновников, законно владея земельными участками по 30–60 лет, на руках имеют только членские книжки, 20% имеют документы старого образца. Садоводческие товарищества фактически превращаются в коттеджные посёлки. Следом придут управляющие компании, принадлежащие определённым лицам, которые поднимут членские и целевые взносы, по расчётам экспертов, в 9–12 раз. Вместо 9–10 тысяч в год все, в том числе пенсионеры и инвалиды, будут платить около 100 тысяч. Совершенно неподъёмные суммы для многих. Люди, в основном пожилые, начнут бросать свои участки, и их спокойно отберут.
– Как?
– По закону. В прошлом году были внесены поправки в Земельный кодекс, которые позволяют изъять земельный (садовый) участок в течение двух недель без компенсации, если некая комиссия определит и составит акт, что он не используется по назначению. Например, не покосил вовремя траву, не вырастил яблоко, не посадил петрушку. И всё – две недели, и на выход без компенсации. То есть если земля кому-то приглянулась, то попрощайся.
– А кто за этим стоит?
– В 2012 году подписана так называемая «Дорожная карта», в которой есть важный пункт. Он гласит, что земельные участки, которые были поставлены на кадастровый учёт в законном порядке, но не внесены в ЕГРП, будут снимать с кадастрового учёта. Кадастровый учёт отвечает на четыре вопроса: что это, чьё это, где это и сколько стоит. По их мнению, участок становится бесхозным. И органы местного самоуправления обязаны забирать его в свою собственность.
– Чиновники ещё и пропихнули кратное увеличение налога на землю.
– Да, подписанный президентом закон об уплате налога с кадастровой стоимости земли и стоящего на ней садового домика, а не со стоимости по БТИ поднимет выплаты в несколько раз. Землю вокруг больших городов местные власти оценят по максимуму. Когда придёт бумажка, многие задумаются – нужны ли им эти шесть соток? А они им достались от родителей, они там выросли. Так и прерывается связь с предками. Президент говорит о воспитании патриотизма у молодых россиян, а молодёжь видит, что правительство грабит их дедов. Какой уж тут патриотизм?!
– Два удара есть: повышение налогов и изменение юридического лица. А третий?
– Это беспардонное лоббирование законопроекта под безобидным названием «Внесение изменений в отдельные законодательные акты по совершенствованию изъятия недвижимого имущества и изъятию земельных участков у граждан». В первой статье там прямо сказано: если ваш земельный участок подлежит изъятию для нужд государственных, муниципальных и других организаций» и не зарегистрирован в ЕГРП, то его просто отберут.
Если зарегистрирован – могут и выкупить. Сумму будут определять местные власти. Мы уже видели, за какие суммы выкупали участки в Сочи или в Новой Москве – за копейки.
Ждём в гости малиновые пиджаки
– А если участок в пожизненной собственности или на правах наследования?
– Все договоры, заключённые ранее: аренда, пожизненная собственность, бессрочное владение или наследование, будут считаться недействительными. А та бумажка на право собственности, которую выдали в середине 90-х годов прошлого века, была действительна до 1997 года – до принятия законодательных актов. Теперь её можно просто повесить на стенку.
При этом в Конституции сказано, что в случае изъятия земель или недвижимости у собственника ему должно предоставляться равноценное возмещение. В Земельном кодексе чётко определено, на каких основаниях у тебя могут отобрать землю. Новые поправки расширяют до бесконечности список причин, по которым у вас могут отобрать всё.
Инициаторами ограбления могут быть не только государственные или муниципальные структуры, но и госкорпорации и даже частные лавочки ОАО. А муниципальные власти могут нанять для изъятия земли и недвижимости коммерческие организации. Приедут братки из 90-х годов и с помощью паяльника заставят подписать бумагу, что против ничего имеешь.
Хотя и подписывать ничего не надо. В законопроекте сказано, что если у тебя без уведомления изъяли земельный участок и ты вдруг об этом случайно узнал, то, конечно, имеешь право предъявить требования о возмещении убытков. Если изъяла госструктура, то государству, если муниципальная – то им. Если «иное лицо» – то езжай к браткам и требуй с них убытки. Интересное кино – вначале чиновники землю и дом отобрали, а только потом ты умоляешь хотя бы что-то тебе заплатить. И то – если землю удалось у тех же чиновников ранее зарегистрировать.
– Но кто мешает встать на учёт в реестре? Тем более что действует упрощённая процедура «дачной амнистии»?
– Мешает сама власть. Бумажки на право собственности выдавали несколько лет. Потом была принята Конституция 1993 года, в которой появилось понятие – «органы местного самоуправления» – муниципалы. Им отходили практически все земли в пределах муниципального образования. Когда они осознали свою власть, то бумажки выдавать перестали. Более 50% дачников и садоводов их получить не успели. На руках у них остались только членские книжки с записью о расположении участка и уплаченных взносах.
По указу президента России в 2000-х годах все земельные участки в стране были поставлены на кадастровый учёт. Можно было найти свой участок в публичной кадастровой карте Роснедвижимости. Но из-за глупости чиновников сейчас там сам чёрт ногу сломит. Чтобы скрыть бардак, упразднили Роснедвижимость, придумали Росреестр и спрятали изначальную кадастровую карту. Теперь Росреестр требует миллиарды, чтобы создать новую карту. А люди должны ходить и доказывать, что им что-то принадлежит по праву.
– Вы постоянно противопоставляете государственную и муниципальную власть.
– Муниципалы, согласно Конституции, и не являются государственной властью. Муниципальное образование – частное юридическое лицо с учредителем в виде главы администрации. На это юрлицо зарегистрировано всё: детские сады, школы, поликлиники, вся земля.
Поэтому когда граждане придут в суд, чтобы потребовать обратно свой участок или хотя бы компенсацию за него, то проиграют процесс. И судья тут ни при чём. Перед ним стоит муниципальный чиновник – законный собственник всей территории. То же самое и с квартирами. У меня есть документ на собственность, но квартира находится в общем доме, дом стоит на земле. В 2012 году в Гражданский кодекс внесли изменения, где сказано – кто собственник земли, тот и собственник всего, что на ней находится. Вы всего лишь собственник пространства в своих четырёх стенах.
Александр Чуйков