Обь рекордно обмелела. Великая река изменила привычные очертания. В некоторых местах вода отошла от берега на несколько десятков метров, обнажив то, что недавним летом было глубоким дном. И сотни новосибирцев с металлодетекторами в руках отправились на поиски сокровищ.
«Копарей теперь не меньше, чем рыбаков. Это стало модным увлечением. Самый дешевый металлодетектор стоит около десяти тысяч рублей. У самого дорогого ценовой границы почти нет. За миллион и больше. А простенький вообще можно собрать своими руками», — любитель приборного поиска Новосибирска Микола Боечко.
Микола приехал в Сибирь из Украины еще до печальных событий на Донбассе. Работал в сфере туризма, заехал в Новосибирск к друзьям — и решил остаться. Он родом из малоизвестного городка Энергодар, где тоже занимался кладоискательством.
«Сибирь гораздо богаче Украины! И это несмотря на небольшую историю — ведь здесь цивилизация появилась относительно недавно. Это если по историческими меркам, — рассказывает Микола, который немного обижается, если называть его Николаем. — Ваша сибирская монета очень ценится. Но найти ее сложно! В Сузуне чеканили полушки, деньгу, копейку, две, пять копеек с двумя соболями и медные 10 копеек, которые весили 65,52 граммов. За двадцать лет моих «копов» мне удалось найти лишь одну полушку. Она на рынке нумизматов стоит около 300 рублей».
По словам Миколы, черного рынка в мире старинных монет и кладов в России просто не существует. Есть люди-перекупы, которые тщательно следят за миром находок. «Однажды житель села в Чулымском районе нашел серебряную монету времен Петра I — 1707 года выпуска. Она стоит около 15 тысяч долларов (это по ценам каталога 2013 года). Мужичок проболтался кому-то, и о находке узнали перекупы, которые ранее торговали в парке «Березовая роща», а сейчас в ДК имени Чкалова. Они приехали к нему с настойчивой просьбой продать монету. Но к тому времени мужичок переплавил «ненужную» монету на рыбацкие блесна. Перекупы не поверили. Тогда селянин показал им те самые блесна, на которых еще оставались следы чеканки».
Почти все свободное от работы время Микола Боечко проводит в поисках сокровищ. Правда, по-настоящему чего-то очень ценного ему пока не попадалось. В основном он с коллегами специализируется на цветмете. В советское время цветной металл не ценили. Рыбаки переплавляли свинец и латунь на грузила для сетей. Сейчас тонны этих грузил хранятся на дне Оби и других водоемов. Добывать их закон позволяет. Килограмм свинца сейчас стоит около 100 рублей, латунь идет по 300. За пять часов удачного «копа» Микола находит примерно от двух до пяти килограммов латуни и около 10 кило свинца. Но это, если «коп» удачный.
«Прошу не путать нас с черными копателями! Мы законы знаем и не нарушаем. Это черные копатели роют курганы и старые кладбища, что категорически запрещено, а мы делаем природу чище. От нас только польза. Зачастую весь день бродишь, ищешь, грязный как поросенок, приходишь домой и валишься с ног. Ничего не нашел, а довольный и счастливый. Это как рыбалка! Рыбаки ведь тоже собираются загодя, тщательно готовятся, затем сидят, мерзнут, но даже если ничего не выловят, приходят домой счастливыми», — говорит Микола.
Отдельная тема —новосибирские пляжи. После окончания купального сезона и обмеления рек кладоискатели рыскают с металлодетекторами по недавним местам отдыха. Находят нательные кресты, кольца, сережки. А вот с цепочками и браслетами — беда. Даже очень хороший металлодетектор зачастую их не видит, потому что цепи и браслеты состоят из мелких звеньев.
— А вы не пробовали сдавать находки в музей?
— Пробовал, конечно. И не только я. Но наши находки историкам просто неинтересны. Хранилища музеев под завязку набиты таким добром. Кроме того, чтобы сдать ту же монету в музей, нужно пройти семь кругов бюрократического ада. Вы знаете историю Александра Снегирева из Курска? Очень показательная история. Это строитель из Курска, который как-то нашел 260 монет времен Российской империи. Александр делал ремонт в своем частном доме. По закону, если клад имеет культурную ценность, собственник земли, на которой он обнаружен, и человек, нашедший клад, могут претендовать на 50% от стоимости находки. Снегирев добровольно выдал сокровища сотрудникам полиции, которые в итоге их, вероятно, и украли, а в отношении самого строителя возбудили уголовное дело. Клад пропал, Минфин написал мужику расписку, что, дескать, да, мы должны вам три с половиной миллиона рублей. Деньги Снегирев до сих пор не получил. Так и ходит с этой распиской по судам.
Большинство сибиряков ходят на «копы» не ради наживы. Для них это хобби, к которому они всю зиму готовятся, отыскивая в архивах и библиотеках «небитые» поселения.
«Клады — это вполне правдоподобно для Новосибирска и Новосибирской области, — говорит создатель первого public history видеоблога о Новосибирске и НСО «Top NSK«, автор книги «555 интересных фактов о Новосибирске» Александр Матвеев. — Когда устанавливалась советская власть, многие купцы, боясь потерять накопленное богатство, в прямом смысле зарывали его в землю. Некоторые вещи, вероятно, остаются в земле и по сей день. Вот, к примеру, отрывок из газеты «Советская Сибирь» за 17 мая 1944 года: «Один из самых крупных кладов на территории Новосибирской области был найден в мае 1944 года близ Искитима. Гулявший по берегу речки Берди строитель Николай Филиппович Удалов обнаружил сорок (!) килограмм медных монет чеканки 1767-1795 годов, тщательно обернутых в бересту и прекрасно сохранившихся. Сознательный строитель оттащил эту увесистую находку в Искитимский райфинотдел.» Также, говорят, находили клад, когда сносили старое здание кинотеатра им. Маяковского. В общем, сокрытые сокровища в Новосибирске, да и в любом другом городе России есть. Нужно только уметь искать».
Первого декабря 1934 года в № 275 газеты «Советская Сибирь» была опубликована заметка под названием «Редкая находка». В ней сообщалось, что в конце сентября около Второй Ельцовки в обрезе канализационной канавы найдены старинные доспехи — металлический круглый шлем с оторванным забралом и прочая защита, состоящая из шести предметов, в том числе «спина» из цельного куска железа весом 6370 граммов, нагрудник из двух половин, два наплечника и ошейник весом около килограмма. Сам шлем весил 4 килограмма, а находка целиком — 21 килограмм. Эксперты сделали вывод, что доспехи, ранее принадлежавшие богатому монгольскому воину, были закопаны неизвестным коллекционером 5-10 лет назад. А приблизительная дата изготовления доспехов — конец 17-го века. Находку передали в Западно-Сибирский краевой музей.
Новосибирская область хранит вековые легенды и тайны, в том числе — времён последних лет царствования и жизни хана Кучума. Если тайно скрытый клад Кучума и существует, то весьма вероятно, что он находится именно в пределах нашего региона. Народные сибирские мифы разбросали сокровища Кучума по разным местам. В большинстве слухов называется озеро Убинское.
В 1967 году был найден клад в деревне Новояблоновка Чановского района. С помощью местной свиньи были обнаружены золотые монеты эпохи Александра II. Минимум дважды открывала секреты и возвращала скрытые сокровища сибирская река Бердь – её подмытые берега выдали тайны кладов с медными монетами XVIII – XIX веков (в т.ч и сибирской чеканки), и с фальшивыми серебряными рублями начала XX века.
Успехом завершились многолетние поиски клада с серебряными монетами в селе Нижний Баган – редкий пример обнаружения сокровищ внуком по рассказам деда. В Кудряшовском бору недалеко от Новосибирска удача улыбнулась не кладоискателям, а профессиональным археологам – при вскрытии древнего захоронения они обнаружили несколько десятков средневековых украшений и монет.
«В Убинском районе как-то в поле устанавливали столбы электропередачи. Трактор пропахал землю и уехал, оставив после себя золотые червонцы, — продолжает рассказ новосибирский кладоискатель Микола Боечко. — Об этом кладе стало известно историкам, которые нагрянули в село Крещенка. Прошло всего три дня, а золота в селе и след простыл. Как оказалось, почти весь ценный металл селяне переплавили и сделали себе … зубы. Был там у них местный умелец-дантист».
— Микола, на днях вы вернулись из Томской области. Много откопали?
— Бродили с друзьями вдоль старого томского тракта. Искали три дня. Потратили на бензин и еду около 10 тысяч рублей, а вернулись почти ни с чем. Нашли лишь пару «конинок». Это такие колечки от конской упряжи. Ценности они не представляют.
Территория Новосибирской области входила в состав Золотой Орды. Некоторые историки полагают, что именно с этих земель выступили на завоевание Руси монгольские всадники. Но намного интереснее другая история, которая произошла значительно раньше.
Когда великий завоеватель Чингисхан вернулся из похода в Китай, он смертельно заболел. По легенде, перед смертью он завещал разрубить свое тело на четыре части и захоронить на западе, востоке, севере и юге своей империи. И вот будто бы правую руку завоевателя похоронили под курганом неподалеку от села Чингис Ордынского района Новосибирской области. Считается, что свое название поселение получило непосредственно после этого события. А рядом с рукой великого воителя может храниться всякое добро. Так что новосибирские кладоискатели надежд не теряют.
Илья Инзов