1 декабря 2014 года вступает в силу постановление правительства РФ, призванное усилить гражданский контроль в сфере ЖКХ. Чиновники уточнили, какую именно информацию управляющие компании, ТСЖ и ЖСК обязаны раскрывать в обязательном порядке, и расширили перечень «открытых» сведений. Повысят ли указанные меры прозрачность функционирования жилищно-коммунальной сферы и какие возможности по контролю за коммунальщиками есть у граждан сегодня, «АН» попытались разобраться.
О чём расскажут?
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, правительство РФ утвердило в 2010 году. Обязательными для обнародования, помимо общей информации об организации, были объявлены пять аспектов работы коммунальщиков: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, информация о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия выполнения таких работ, их стоимость, а также сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Информация должна быть раскрыта в отношении каждого конкретного дома. За обязательностью публикации данных в открытом доступе строго следит Государственная жилищная инспекция, а с марта 2015 года к контролю подключится и прокуратура. Для нерадивых управленцев предусмотрено солидное наказание (штрафы могут достигать 500 тыс. рублей), а карают за это довольно часто: только за последний месяц в России оштрафовали больше сотни управляющих компаний, которые не раскрывали информацию надлежащим образом.
С 1 декабря в перечне видов информации, подлежащей обязательному раскрытию, появятся два приятных и полезных для граждан дополнения. Управленцев обяжут выкладывать данные о проведении и стоимости капитального ремонта (правило касается ТСЖ и ЖСК), а также об использовании общего имущества многоквартирного дома. Последний пункт особенно значим, так как позволит гражданам узнавать данные о владельцах и арендаторах нежилых помещений, а также о прибыли, которую приносит имущество.
«На данный момент самым главным является то, что граждане смогут не выпрашивать, а в обязательном порядке получать все эти сведения, — говорит Александр Козлов, исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя». — Если УК будет пытаться скрыть информацию, в дело моментально вмешается Госжилинспекция. На настоящий момент конкретный состав данных и периодичность их публикации не определены: в стандарте пока появилась только одна строчка о том, что информация об использовании общего имущества должна быть публичной. Тем не менее Минстрой обещает обнародовать порядок раскрытия таких данных в ближайшее время».
Загляните на портал
Ключевой официальной площадкой для раскрытия информации сегодня является сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ www.reformagkh.ru. Для желающих получить сведения на главной странице размещены две кнопки: «Узнать всё о своём доме» и «Мой управляющий». Пройдя по первой ссылке, где необходимо поочерёдно выбрать свой регион и муниципалитет, можно отыскать паспорт своего многоквартирного дома с общей характеристикой здания (год постройки, общая площадь, степень износа различных конструктивных элементов), а также подробные сведения о результатах деятельности управляющей компании. Раздел «Мой управляющий» содержит подробную информацию об управляющей домом организации.
На данный момент определённым неудобством для пользователей портала является то, что каждая организация предоставляет сведения в произвольной форме — т.е., например, самостоятельно устанавливает степень их конкретизации (о том, что делать, если информация представлена в недостаточном объёме, будет рассказано ниже. — Прим. «АН»). Правда, эта проблема должна скоро решиться. К 1 декабря, как обещает Министерство строительства и ЖКХ, появятся унифицированные формы предоставления сведений о деятельности управляющих компаний. Они позволят излагать информацию по единому стандарту — более структурированно, подробно и доступно.
Самым важным в новых формах, по мнению экспертов, является то, что в них будет приведён исчерпывающий перечень аспектов для обязательного раскрытия и попытки утаить информацию моментально станут видны. Все эти аспекты максимально конкретизированы, например: в одном из проектов форм анкета жилого дома представляет собой таблицу объёмом более 20 страниц. По словам экспертов, в Аналитическом центре при Правительстве РФ совсем недавно обсуждалось несколько вариантов. До момента, к которому всё должно быть готово, остаются считаные недели — а потребность в этих формах, убеждены специалисты, крайне велика.
«Одна из причин, по которым управляющие компании со скрипом раскрывают информацию, — то, что эти сведения, по их словам, никто не читает, — комментирует Александр Козлов. — А не читают в том числе потому, что информация неструктурированна и сложна для восприятия. Уверен, что появление унифицированных форм поможет решить эту проблему».
Выяснить любой ценой
Пока нет унифицированных форм, конкретные данные, если они необходимы, придётся получать непосредственно в управляющей компании. Точно так же придётся действовать, если обнаруженные сведения настораживают (например, в перечне выполненных работ значится ремонт крыши, которого и в помине не было). Управляющая компания обязана предоставить данные на основании того, что житель многоквартирного дома является второй стороной в договоре на управление этим самым домом. Правда, как отмечают специалисты, возможность законного доступа к этим сведениям напрямую зависит от активности и подкованности жильцов.
«Самое главное, что необходимо гражданам, — не жалеть времени и сил на то, чтобы детально вчитываться в договор управления многоквартирным домом и настаивать на внесении туда пунктов о порядке и объёме контроля и правилах доступа к информации о выполнении обязательств по обслуживанию дома, — говорит Ольга Фролова, руководитель Воронежского городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ. — Только в этом случае у граждан будет законное право добиваться информации о том, сколько, образно говоря, стоила краска для подъездов и в какую сумму обошлась покупка новой детали для лифта. Стандарт раскрытия информации не требует сообщать такие подробности, однако именно они чаще всего и необходимы».
По словам О. Фроловой, важность контроля за содержанием договора недооценивать нельзя. Эти документы порой намеренно составляются так запутанно, что потребовать что-то на их основании попросту нереально. Кроме того, жители эти договоры, к сожалению, по большей части не читают, а недобросовестные коммунальщики этим охотно пользуются. Например, сейчас, приводит пример активистка, в Воронеже идёт активное разукрупнение управляющих компаний: недавно появилось новое правило, согласно которому в управлении одной конторы может находиться максимум 50 домов. Новые структуры пишут договоры, в которых возможности жителей по контролю за действиями жилищников сведены практически к нулю. Поэтому от граждан в данной ситуации требуются особое внимание и бдительность. И движущей силой в данной ситуации должен стать cовет дома, через который взаимодействие с коммунальщиками будет гораздо успешнее, чем через действия энтузиастов-одиночек.
От активной позиции жителей зависит и получение информации по механизму формирования тарифов на услуги по содержанию жилого фонда. Дело в том, что любое изменение платы за те или иные услуги по сути представляет собой изменение условий договора на управление многоквартирным домом, который жильцы заключают с управляющей компанией. В одностороннем порядке такой договор, согласно Жилищному кодексу, изменить нельзя. Поэтому по поводу любого изменения платы за содержание общего имущества (правило не касается тарифов на ресурсы, поскольку они устанавливаются на уровне администраций. — Прим. авт.) должно быть принято решение общего собрания собственников имущества в многоквартирном доме. Если собрание не проводилось или собственники не согласны с предложенными условиями, установить новый тариф по своей воле управляющая компания не имеет права. В этом случае она обязана доработать со старыми тарифами до истечения срока договора, который, как правило, заключается на период от года до пяти лет. В новом договоре она уже имеет право проставить иную стоимость услуг. Однако в этом случае жильцы, не согласные с её условиями, могут отказаться от обслуживания и искать другую коммунальную компанию.
По словам Станислава Пицунова, члена Общественного совета по развитию жилищно-коммунального хозяйства при администрации г. Воронежа, также крайне важно грамотно вести себя в возможные кризисные периоды — например, в ситуациях, когда жильцы внезапно обнаружили в платёжках повышенные тарифы и обратились с просьбой разобраться в суд или Госжилинспекцию. У многих возникает вопрос, по каким тарифам платить за спорную услугу в период разбирательства. По мнению эксперта, в данной ситуации универсальных рекомендаций нет и оптимальное решение зависит от конкретных обстоятельств.
«Я рекомендую иметь в виду, что в случае победы жителей в суде или подтверждения их правоты в Госжилинспекции управляющая компания обязана будет возместить убытки и вернуть гражданам излишне выплаченное, — отмечает эксперт. — Однако ситуация может обернуться и прямо противоположным образом: проявившие упрямство собственники окажутся проигравшей стороной и сами станут ответчиками в судебном процессе по поводу ненадлежащей оплаты услуг. Поэтому в любом случае надо тщательно взвешивать все «за» и «против».
Надежда Сунгурова, «АН»