i
erid: 2SDnjcNRSGj

От православного Рождества — к советскому Новому году

Новогодняя площадь Ленина. Начало 90-х


В царские времена

Главным праздником в дореволюционном Ново-Николаевске был не Новый год, а Рождество Христово. Отмечали его 25 декабря, как отмечают и поныне в католическом мире. Русская Православная Церковь в 1918 году, в связи с изменением календаря, отказалась сдвигать праздник на две недели, и поэтому в современной России Рождество празднуют 7 января (а 13 января – еще и Старый Новый год, за компанию).

К Рождеству готовились изо всех сил: чистили, мыли, скребли, наряжали елки, наряжались сами, покупали подарки, открытки — изображения на них отличались сентиментальностью. Писатели сочиняли рождественские истории. 25 декабря православный люд обязательно посещал церковь, навещал родных, а вечером устраивал праздничный ужин. В тот вечер заканчивался великий пост, и одновременно с восходом первой звезды разрешалось есть мясные и другие запрещенные постом продукты. А на елках для детей висели съедобные украшения — яблоки, конфеты, орехи.

Из воспоминаний старожилов Ново-Николаевска известно, что в 1899 году в ограде храма Александра Невского была наряжена рождественская ель и две сотни ребятишек водили вокруг нее хороводы, плясали, веселились и получали подарки — книжки, игрушки и сладости.

А после Рождества начинались Святки — святые дни. Они длились до Крещения Господня, двенадцать суток. В это время церковь запрещала работать. Предполагалось, что это лучшее время для милосердия, для помощи одиноким и больным людям. Девушки гадали на суженого. Толпы ребятишек и ряженых взрослых бродили от усадьбы к усадьбе, славили Христа, пели гимны, частушки, дурачились и получали за свои таланты угощение от хозяев домов. На Святках снимались запреты на всякую еду, однако церковь призывала к супружескому воздержанию и в эти дни никого не венчала.

Мрачные годы

После победы в Гражданской войне коммунисты отменили вместе с Богом его Рождество, ёлки, подарки, святки и языческие гадания. Все это было объявлено мракобесием. Лишь в декабре 1935 года один из партийных деятелей — некто Постышев — после совета со Сталиным и другими товарищами опубликовал в «Правде» статью о том, что хорошо бы вернуть елку детям, но не к Рождеству, а к Новому году. Примерно в то время Сталин объявил, что в СССР «жить стало лучше, жить стало веселее».

За организацию новогодних торжеств с жаром взялись те самые комсомольцы, которые с не меньшим пылом в двадцатые годы сражались с рождественской елкой. Конечно, не остались в стороне пионеры и советские чиновники. От дореволюционного праздника сохранились елка, правда теперь уже с пятиконечной красной звездой, радостная атмосфера и детские подарки. Объявились привычные нам персонажи — Дед Мороз и Снегурочка. Дело в том, что церковь к ним относилась недоверчиво; славянский Дед Мороз слыл волшебником, а всяческую магию отцы церкви отрицают. Однако в тридцатые годы Снегурочка и Дед Мороз с помощью государственной пропаганды стали главными и постоянными героями новогодних приключений. Позднее пытались внедрить еще фигуру мальчика в красной шубке и шапке — очередной Новый Год, но он как-то не прижился.

 

Новогодняя «зеленая красавица» до последних лет советской власти, несмотря на все постановления и усилия горисполкома, была дефицитным товаром. Организации снаряжали в леса собственные десанты, профкомы пытались распределять хвойные деревца по справедливости, торговые люди и лесники отчаянно ругались — и все равно купить приличную елку в декабре в Новосибирске считалось удачей. Юмористы публиковали смешные рассказы на эту тему.

В тридцатые годы возникли проблемы и с елочными игрушками. Не было праздника — не было игрушек. Сначала использовали самые простые материалы — покрытый фольгой картон, вату, дерево. Затем появились стеклянные изделия. Запустили серии — например, «Сказки Пушкина». Но чаще фабрики изготовляли фигурки зайчиков, медведей с гармошкой, гусей, рыбок, а также овощи, фонарики, шишки и сосульки. Лица ватных Деда Мороза и Снегурочки лепили из глины.

Профессиональные педагоги и мастера художественной самодеятельности в поте лица сочиняли сценарии тематических маскарадов. Заставляли детишек петь что-то вроде: «О детстве счастливом, что дали нам, веселая песня, звени! Спасибо великому Сталину за наши чудесные дни!» Школьникам рекомендовали наряжаться в национальные костюмы народов СССР: этот украинец, а тот узбек, вот тунгус, а здесь калмык. Успехом пользовались литературные герои — Дон Кихот, Мойдодыр, Кот в сапогах, Буратино, Доктор Айболит, Красная шапочка. Ну и, конечно, кружилась метель из очаровательных снежинок и забавных снеговиков.

Главная елка

При Сталине понятия главной елки в Новосибирске не было. Публичные елки наряжали в разных районах города — в парках и на катках. После смерти Сталина новогодние праздники стали раскованнее, ярче. В продаже появилось множество открыток со зверюшками и сказочными героями, а вот строгих открыток с изображением Кремля и его рубиновых звезд стало меньше.

Первую в Новосибирске главную елку поставили в 1955 году на главной площади (тогда еще имени Сталина). Много лет по традиции ее там и монтировали. Строительство метрополитена потребовало переноса новогоднего городка в Центральный парк. Рядом — да не то. Новосибирцы привыкли видеть главную елку в самом центре; привыкли гулять здесь с размахом, кататься с горок, фотографироваться. Пришлось вернуть елку из парковой ссылки на площадь Ленина. Вроде бы хорошо, да не совсем: теперь плохо стало тысячам водителей. Машин развелось столько, что автомобилистам не проехать, пешеходам не пройти.

В уже теперь прошлом 2019 году мэрия совместно с администрацией оперного театра придумали фокус: главную елку спрятали за спинами монументальных истуканов, словно привезенных с острова Пасхи в 1970 году, а вместо горок залили каток. Шутка удалась: новосибирский каток в театральном сквере рассмешил всю Россию. На известной всем фотографии каток с новогодней елкой предстал в виде очертаний утолщенного корня травянистого растения, содержащего едкое эфирное масло. То бишь хрена. Шутка в том, что хреном русский народ называет не только это травянистое растение, но и другой известный всем предмет, а жизнь в 2019 году случилась на удивление неважнецкой — хреновенькой. О чем ненароком публично сообщили всему свету.

С Новым годом!

Арсений Арсеньев

Фото музея Новосибирска и паблика «Типичный Новосибирск»

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version