Второй невероятный факт связан с тем, что в памяти новосибирцев явление невиданной техники никак не отложилось. То есть не сохранилось местных свидетельств, несмотря на то, что в тогдашнем Новосибирске выходило несколько газет. Услышав от вашего корреспондента о тех гонках, нынешний главный новосибирский краевед Константин Голодяев припомнил, что да, вроде бы что-то об этом слышал, но подробностей не знает и обещал покопаться в архивах.
Попутно заметим, что на тот момент по Новониколаевску ездил всего один местный автомобиль. На нем катался сынок купца Маштакова. По данным на 1913 год во всей Томской губернии насчитывалось 12 автомобилей и три мотоцикла.
В январе 1907 года французская газета Le Matin объявила о необыкновенных автомобильных гонках длиной в 15 000 километров, которые должны были начаться в Париже, а завершиться в Пекине. На участие поступило 40 заявок. Потом решили наоборот стартовать из Пекина. В итоге в Китай прибыло всего пять команд — итальянцы, голландцы и три французских автомобиля.
Приключения начались 10 июня
Маршрут проложили по линиям телеграфной связи, в каждой машине путешествовал журналист, так что мировое сообщество могло следить за развитием событий, что называется, онлайн.
В пустыне Гоби температура на солнце достигала 48 градусов. Здесь закончился пробег для одного из французских автомобилей — трехколесной конструкции.
Зато в Сибири в тот год лето стояло холодное, дождливое и… опасное. После войны 1905 года орудовали шайки головорезов, спортсменов даже снабдили оружием.
Топливо заранее отправили караванами и разместили по пути, однако не всякий раз оно оставалось в целости. Одному верхнеудинскому лавочнику автопробег запомнился тем, что у него смели все запасы бензина в стеклянных флакончиках, который продавался как пятновыводитель Biotrim.
Доверившись военным картам, путешественники рассчитывали на Сибирский тракт, однако после ввода в строй Транссибирской магистрали дорогу забросили, она поросла лесом, в общем для поездки не годилась. В ситуациях окончательного бездорожья пользовались железнодорожным полотном, тряслись по шпалам со скоростью не больше десяти километров в час. Случалось, что съехать с насыпи удавалось в последний момент перед приближающимся поездом.
Реки преодолевали вброд, на паромах или по ветхим мостам. Один из мостов рухнул под итальянцами. Впрочем, пока машину вытаскивали и чинили, путешественники вкусили русского гостеприимства и неплохо отдохнули в доме местного помещика.
На российском этапе лидерство захватил итальянский пилот, князь и миллионер Шипионе Боргезе. Его преимущество было столь велико, что он позволил себе отклониться от маршрута и проехать через Санкт-Петербург, где был заранее подготовлен банкет, хотя путь лежал через Москву.
Парижский финиш состоялся 10 августа того же года. Голландский экипаж прибыл через две недели. За ним финишировали два француза.
Нью-Йорк — Париж
Первые трансконтинентальные автомобильные гонки «Пекин — Париж» через Сибирь (и в частности через станцию Обь) в 1907 году по сложности, опасностям и непредсказуемости впоследствии сравнивали с полетом на Луну.
Тогда первоначальный план гонок 1908 года из Нью-Йорка в Париж можно считать экспедицией на Марс: Нью-Йорк — Канада — Аляска, по льду планировалось переехать Берингов пролив. И далее через Сибирь (в частности, через сегодняшний Новосибирск) — в сторону Парижа.
12 февраля под радостный свист зрителей, заполнивших улицы и крыши домов, с Таймс-сквер в гонку отправились шесть команд — американцы, немцы, итальянцы и три французских автомобиля. Стартовали зимой, из расчета чтобы не растаял лед между Аляской и Сибирью.
Чтобы хоть отдаленно представить ситуацию, вспомним легендарную комедию «Большие гонки» (1965 год), где за основу на самом деле взяли то самое ралли. Кстати, в советском прокате российскую часть приключений удалили цензоры.
То, что дерзкий замысел невыполним, стало ясно в первый же день. На автомобили обрушились снегопады и ветра. Первые французы сошли с дистанции всего через 71 километр. Вторая французская команда проехала почти 2 000 километров.
В общем, решили: ладно, пусть хотя бы доедут до западного побережья, а до Аляски доставим на кораблях. Американцы первыми доплыли до Аляски, откуда в штаб гонок посыпались сообщения: Какой дурак придумал путешествие по льду? Вы представляете, что здесь творится? Кто-нибудь из вас вообще когда-нибудь был на Аляске?
План снова переделали: четыре оставшихся автомобиля перевезли на корабле сначала в Японию, а затем во Владивосток. Во время японского этапа сошел с дистанции третий французский экипаж.
Началась Сибирь
Они еще не знали русского выражения «весенняя распутица». Автомобили утопали в грязи по самый капот. Отзывчивые русские лошади старались изо всех сил, вытаскивая иностранные механизмы. Когда не выдерживали лошади, впрягались мужики. В иные дни скорость измерялась несколькими метрами в час.
Переняв опыт гонщиков прошлого года, часто передвигались по железнодорожному полотну. В машины подсаживали местных железнодорожников с сигнальными флажками.
Драматическая история произошла при подъезде к Байкалу. Лидировавшие немцы закидали телеграммами иркутского губернатора с просьбой переехать через реку Мишиху по железнодорожному мосту. Потеряли несколько дней, в течение которых, согласно свидетельствам, купались (!) в Байкале. А ведь не всякий русский решится.
Губернатор пошел в отказ. Автомобиль с большими трудностями закатили на платформу поезда. За четыре минуты до отправления на станцию въехали американцы, которые не видели лидеров от самого Владивостока. Однако состав ушел, верный расписанию. Вот были разочарование и радость с разных сторон!
Как ни жаль и как ни странно, о перипетиях «Большой гонки» в Новосибирской области неизвестно ничего, как и в случае с ралли «Пекин — Париж».
Первым в Париж въехал немецкий экипаж. Случилось это 26 июля 1908 года. Через четыре дня подтянулся американский автомобиль. Итальянцы доехали до финиша только в сентябре.
Но американцы уже тогда легко справлялись с подобными недоделками, тем более что судьями были они же. Немцев обвинили во всех возможных нарушениях и первое место на все времена присудили США. В «Больших гонках» этот факт тоже романтически обыгран, дескать, главным американским героям вздумалось начать целоваться перед самым финишем.
Федор Буров
Фото с сайтов