i
erid: 2SDnjcNRSGj

Философия защищённости: как работает система безопасности НЗХК

— Пандемия коронавируса в мире заставляет власти разных уровней по всему миру прибегать к экстраординарным мерам — останавливать работу целых отраслей экономики. В Новосибирске некоторые промышленные предприятия после недельного перерыва вернулись к работе при условии соблюдения мер безопасности. На НЗХК это видно невооруженным глазом — разделение потоков на проходной, замер температуры у всех входящих, санитайзеры и т.д.

— Мы — социально ориентированное предприятие. Для нас забота о жизни и здоровье наших сотрудников — первоочередная задача. Нынешние события проверяют многих на способность отвечать вызовам времени, нести ответственность за своих людей. Поэтому и у нас на НЗХК и в нашей головной компании «ТВЭЛ» (входит в госкорпорацию «Росатом»), которая ежедневно на специальной площадке проводит оперативный комитет, принят ряд серьезных мер, мы пошли дальше общих требований. К примеру, мы возим все смены на работу и с работы своими автобусами. Для тех, кто передвигается на личном транспорте, организовали новые парковочные места. Измеряем температуру тела сотрудников как точечно, так и в потоке, как на входе, так и на выходе. Каждый сотрудник обеспечен масками, индивидуальными антисептиками и другими средствами защиты. Культура личной гигиены на предприятии и прежде была высока. Мы работаем с серьезными материалами. И кого-то убеждать пользоваться средствами защиты на НЗХК не нужно. На предприятии сформирована культура безопасности.

Кроме того внутри предприятия мы перешли на устройства удаленного доступа. В частности именно таким образом был организован визит на предприятие президента «ТВЭЛ» Натальи Никипеловой. Буквально как в компьютерной игре от первого лица мы показали свои производственные площадки, а затем по просьбе президента прокомментировали интересующие ее вопросы. Вышел такой виртуальный визит, наиболее рациональная форма в условиях пандемии коронавируса. НЗХК был пилотным объектом, где такой формат в рамках «ТВЭЛ» был реализован.

— Расскажите подробнее — что есть культура безопасности НЗХК?

— Сам термин «Культура безопасности» появился в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС, одной из причин которой был человеческий фактор. И в большей степени культура безопасности всегда касалась работы самих атомных станций. В 2016 году мы приняли решение разработать «Политику ПАО «НЗХК» в области культуры безопасности». На тот момент у нас, разумеется, уже давно была сформирована и внедрена интегрированная система менеджмента, соответствующая международным стандартам ISO. «Политика» же стала нашей декларацией в сфере безопасности. И постепенно мы стали подводить под нее фундамент, наполнять прикладными документами, выстраивая систему и проводя культуру безопасности в повседневную жизнь предприятия.

На проходной НЗХК разделили потоки людей, термометрия проводится дистанционно с помощью специального оборудования

По сути, культура безопасности — это внутренняя потребность все делать правильно, даже когда никто не контролирует, даже когда я знаю, что меня никто не накажет. Вот, например, вы едете на автомобиле с разрешенной скоростью 60 км/ч. Вы знаете, что на этой улице нет камер и сотрудников ДПС, но вы все равно едете 60 км/ч, а не 80 км/ч и не 100 км/ч. Безусловно, такая потребность в культуре безопасности самым положительным образом сказывается и на работе предприятия в целом, на качестве выпускаемой продукции.

— Как в любой классической научной теории: чем больше знаний, тем сильнее понимание того, что чаша бездонна.

— Можно сказать и так. На нашем предприятии построена достаточно жесткая традиционная многоярусная система внешнего и внутреннего контроля. Мы работаем в атомной промышленности и об этом никогда нельзя забывать. Нас проверяют комиссии Топливной компании, госкорпорации, государственные надзорные ведомства: от Ростехнадзора до прокуратуры и медиков. У нас есть внешний аудит. Вместе с тем на НЗХК действует собственная многоуровневая система контроля. Есть внутренние аудиторы, которые въедливо изучают работу цехов, да и меня тоже проверяют и других руководителей.

Но помимо этой классической системы контроля, у нас внедрен еще и формат наблюдения. Суть следующая: непосредственный руководитель, или начальник цеха выходит на производственную площадку и проводит наблюдение на одном из рабочих мест. По итогам которого заполняется чек-лист с результатами. Они вносятся в единую базу топливной компании в Москве. Главное отличие этого инструмента от классической системы контроля — он не подразумевает каких-либо санкций к работнику. Люди об этом знают и не бояться заявлять о проблемах.

— Уровень контроля, самоконтроля в сфере безопасности, желание обнаружить и предупредить возможные проблемы на НЗХК вне всякого сомнения достойны уважения, а сам подход широкого тиражирования. А как вы поощряете сотрудников, демонстрирующих высокую культуру безопасности?

— Мы проводим различные викторины. Также у нас есть конкурс «Территория безопасности», в котором принимают участие структурные подразделения, и «Самый неравнодушный», это уже индивидуальный конкурс. За победу в каждом из них предусмотрены денежные вознаграждения в размере 10% от средней заработной платы по обществу. Это хорошее подспорье. Еще один реализованный нами проект «Безопасность начинается с меня». Это серия мини-интервью, от главных инженеров до рядовых сотрудников. Смысл в том, что когда рядовые работники смотрят, слушают и видят, что на эту тему говорят их руководители, они сами в большей степени становятся привержены этим идеям. Мы же за счет таких казалось бы простых мероприятий получаем отличную обратную связь и проводим культуру безопасности в жизнь предприятия.

Еще у нас есть понятие стоп-карты, которую сотрудник может использовать, если считает, что его право на безопасный труд нарушается. Дальше включается механизм, с которым ознакомлены все работники НЗХК. Мастер должен заполнить лист отстранения такого сотрудника от работы по уважительной причине. А руководитель структурного подразделения принимает решение — или отстраняет, или же привлекает главных специалистов к решению проблемы.

Но система культуры безопасности позволяет минимизировать проявление этого фактора. К примеру, мы на предприятии мерим не только температуру, но и психологическое состояние сотрудников. Потому, что это тоже фактор риска. Значительная часть сотрудников ежедневно проходит через здравпункт. Это сотрудники, работающие с ядерными материалами и со специальными неядерными материалами.

Нам повезло с людьми, с историей и школой. Мы на НЗХК знаем — любое нашей действие имеет отношение к безопасности: внутренняя, внешняя безопасность, безопасность труда, экологии, движения, отношений и т.д. Культура и безопасность — это как курица и яйцо, две части одного целого.

Беседовал Павел Быковских

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version