Два года кряду бандиты вымогали деньги у жителей Искитима и Бердска, применяя насилие и запугивая оружием. Самых несговорчивых похищали. Официально потерпевшими признаны 11 человек. Но в реальности таковых больше. Злоумышленников обвиняют по пяти «серьезным» статьям УК РФ.
«Трое из обвиняемых совершили незаконное проникновение в жилище одного из потерпевших и, применяя к последнему насилие в виде нанесения множественных ударов руками и ногами, захватили, поместили в автомобиль и вывезли на территорию кладбища в Заречном микрорайоне Искитима, после чего стали вымогать деньги», — сообщила представитель СКР в регионе Анастасия Кулешова.
Искитимский Робин Гуд
В самом Искитиме ходят слухи, что за всем этим стоит известный криминальный авторитет Гриня. «Это его почерк», — уверяют знатоки из Искитима. Однако доказательств тому нет.
В середине нулевых Гриня прогремел на всю страну. Его называли не иначе как искитимский Робин Гуд. Именно он избавил небольшой Искитим от наркотиков, сколотив группировку из семи человек.
Членов «гриневской» банды обвиняли в поджогах, вымогательствах, разбойных нападениях и создании преступного сообщества. По мнению следствия, «гриневцы» совершили 34 преступных эпизода. Но есть и противоположная точка зрения. Подсудимых часто называли «борцами с наркомафией». И многие в самом Искитиме и за его пределами до сих пор благодарны им за то, что очистили город от наркотиков.
Александр Григорьев, который в определенных кругах известен как Гриня, родился в 1967 году в городе Александров Владимирской области. Официально холост. Как-то в суде, на котором присутствовал корреспондент НДН.инфо, судья попросила его перечислить всех детей. Гриня растерялся, начал прикидывать что-то в уме, но в итоге отказался отвечать на этот вопрос.
Григорьев впервые был осужден в 1999 году на четыре с половиной года за хулиганство. А в 2008-м его осудили за межнациональную «войну».
Бандиты против наркотиков
В декабре 2004 года в Искитиме был сожжен первый коттедж, принадлежавший цыганам-наркоторговцам. Полностью сгорела крыша, обрушилось перекрытие. Однако заявлений от пострадавших в правоохранительные органы не поступило. В январе, феврале, а также в марте 2005-го поджоги продолжились, а цыгане целыми семьями уезжали из Искитима в неизвестном направлении. Покинули городок около 400 человек. Вскоре подозреваемые в поджогах были арестованы. Они объяснили свои преступления исключительно бескорыстными мотивами. Дескать, хотели очистить Искитим от наркотиков.
Поговаривали, что борьба с наркотиками в Искитиме началась после гибели сына лучшего друга Грини. Якобы парень отравился опиатами, купленными у цыган. После этого нервы у преступного лидера не выдержали, и он объявил войну наркоторговцам — и цыганам в частности.
Город превращался в наркоманскую столицу Сибири. За азиатским опием в Искитим ехали сотни людей, однако наркокварталы оставались неприступной крепостью для силовиков. А бандитские налеты на наркоточки возымели результат. Масштабы торговли зельем в городе значительно уменьшились.
Глубокой ночью Гриня и еще семеро вооруженных людей приезжали на «Хаммере» к цыганским домам, откуда велась торговля наркотой, и врывались в жилища. Они выносили из домов аудио- и видеотехнику, золото, оружие, деньги. Затем обливали здание бензином и поджигали.
Всего в Искитиме было зарегистрировано «три волны поджогов». Известно, что когда пылали цыганские дома во время «третьей волны», Гриня со своими людьми уже находился в СИЗО, а значит, не мог быть причастен к этим преступлениям. В Искитиме говорили, что это дело рук последователей Грини, которые превзошли своего учителя по жестокости. Говорят, что Гриня всегда давал время цыганам, чтобы те собрали вещи и вышли из своих домов, и только затем приказывал поджигать…
Цыгане писали в Москву уполномоченному по правам человека в России. В письме говорилось о том, как цыган всячески притесняют, поджигают дома, не дают спокойно жить и работать. Любопытно, что об истинных причинах своего недобровольного «выселения» авторы слезного письма решили умолчать. По словам обиженных, местные власти специально не вмешивались в конфликт между некой криминальной группировкой и цыганами, тем самым поддерживая действия первых.
Плевательница для чекиста
До своей крайней отсидки Гриня отбывал заключение за избиение сотрудника ФСБ: был приговорен судом Бердска к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Про него говорили — «преступный авторитет с региональными связями, владелец нескольких коммерческих структур». Есть информация, что в конце прошлого столетия в Бердск (тогда Гриня жил там) из Москвы приезжали воры в законе и предлагали нашему земляку «короноваться». Гриня обещал подумать.
Официально Гриня — инвалид II группы. На его жизнь покушались трижды. В первый раз в номер гостиницы, где проживал авторитет, кто-то забросил гранату. Осколки разлетелись по всей комнате, но Гриня чудом остался жив. После этого в него стреляли — две пули угодили в голову и, кстати, там и остались. В третий раз подорвали машину…
Его драка с офицером ФСБ произошла в бердском ночном клубе «Три кита», где гуляли две компании. Подвыпив, мужчины с той и другой стороны стали делить женщин — и не поделили. Один из посетителей клуба, представившись сотрудником ФСБ, сделал Грине замечание. Разобраться вышли в холл. По одним данным, с чекистом дрался только Гриня, по другим — с ним были еще два друга. Как бы то ни было, сотруднику ФСБ досталось металлической плевательницей. Долгое время офицер пролежал в больнице. А Гриня ударился в бега. Искали авторитета около месяца, а когда нашли, сразу поместили под стражу. На суде он, как это принято у авторитетов, вину за собой не признал. Сказал, что мужик из ФСБ первый начал драку и ударил его головой в живот. По словам Грини, он всего лишь оборонялся. Просил суд не брать грех на душу — не осуждать невиновного.
После цыган в Иситиме стали «притеснять» азербайджанцев. Девятерых граждан этой страны вывезли на кладбище поселка Линево Искитимского района и жестоко избили. Суть в том, что по небольшому рабочему поселку Линево пронесся слух, что несколько выходцев из солнечного Азербайджана изнасиловали русскую девушку. При этом сплетники не уточняли имя потерпевшей и точное число преступников. Есть мнение, что изнасилования вообще не было. Но как бы то ни было, слухи сделали свое дело, и на южан стали смотреть откровенно косо. А затем к дому, в котором проживали несколько азербайджанцев, подъехало около десяти автомобилей. Из машин вышли вооруженные парни. В тот момент в доме находилось восемь иностранцев, которых налетчики положили на пол и, угрожая оружием, стали допытываться, кто среди них «бригадир». Злоумышленники повезли на местный рынок. «Бригадир» нашелся именно там. Он сидел в машине и говорил по сотовому телефону. В этот момент его вытащили из салона автомобиля, и всех повезли на кладбище. На поселковом погосте азербайджанцев положили на землю и стали избивать бейсбольными битами. Избивавшие требовали от каждого из похищенных назвать свое имя, а затем указать на тех, кто принимал участие в изнасиловании русской девушки. Били по ногам и рукам. После этого потерпевшие покинули Линево. По слухам, за всей этой историей тоже стоял Григорьев.
Гриня за поджоги и нападения на цыган получил 14 с половиной лет. Отсидев «десятку» вышел на свободу из кузбасской колонии №41 по УДО за примерное поведение и хорошие характеристики.
Федор Буров
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!