Вечером на рынке людей немного. Кто-то к чему-то присматривается, кто-то покупает, а некоторые, покрутившись около минуты у мясного прилавка, с печальным взглядом идут дальше.
Практически пустые мясные прилавки. Это первое, что бросается в глаза. Продавцы общаются между собой. Кто-то продает то, что осталось. Подхожу к продавцу, представляюсь, спрашиваю про говядину. Продавец наотрез отказалась фотографироваться, но на вопрос ответила.
«Говядины не хватает. Свинина пока есть. Но дорогая. А говядины практически нет. Ее казахи скупают крупными партиями и везут к себе».
Другой продавец, Елена Николаевна, сказала, что говядина сильно поднялась в цене, особенно после 20 января.
«У нее очень дорогой закуп. Из-за этого возросла и продажная цена. Если брать на фарш —шейка, лопатка, — то 300, 330 рублей за килограмм. Вырезка стоит 450 рублей. До нового года цена еще была более приемлемой. Говядина поставляется из Новосибирской области. Импорта у нас нет вообще. Чаще всего из говядины люди покупают грудинку, которая стоит 280 рублей, также хорошо разбираются антрекоты, вырезка, мрамор, который стоит 420 рублей».
Продавец Марина Владимировна рассказала, что закупочная цена говядины подскочила на 70 рублей, продажная — поднялась на 50.
«Несмотря на это, говядину берут лучше, чем свинину или баранину. Хотя цены на них тоже повысились. Покупатели, видя цены на говядину, начинают торговаться. Конечно, все недовольны ценами. И мы идем навстречу, уступаем. У нас здесь нет холодильников, поэтому стараемся распродать все, что лежит на прилавке».
Один из продавцов наотрез отказался общаться с журналистом. Так и сказал: «Никаких вопросов. Устал я от Вас. Имею право».
Мужчина, стоявший в это время у прилавка, по всей видимости, предприниматель, объяснил, что говядины не хватает из-за падения рубля и массовых закупок со стороны Казахстана.
«Верните доллар на прежний уровень, тогда и рубль стабилизируется, и с тенге разницы такой не будет. И говядина появится в достаточном количестве».
Покупатели охотно шли на общение. Но фотографироваться отказывались.
«Хорошую говядину в магазинах не купишь, — говорит покупатель Лариса. — Приходится идти на рынок. Тут хоть чуть-чуть, но дешевле. Да и качественнее, чем в магазине. Там её заморозить могут несколько раз, а здесь все всегда свежее. И продавцы скидки делают. Но говядина подорожала очень. Да и мало её стало».
Другой покупатель, который пожелал остаться неизвестным, сказал, что говядину брал, берет и будет брать.
«Цены растут, это да. Но куда деваться. Мяса хочется, а купить хорошее, кроме как на рынке, больше негде. В магазинах могут тухлое под видом свежего подсунуть, а тут ты видишь, что тебе в пакет кладут. И еще с цены скидывают».
У прилавка с мясом птицы несколько оживленнее. Продавец улыбается, обслуживая покупателей.
Подхожу к продавцу. Представляюсь. И прошу ее рассказать про то, как люди берут курицу. Елена Александровна на вопрос отвечает с улыбкой.
«Последний раз мясо птицы дорожало в конце лета. Раза три — четыре. Процентов на 30 точно. Люди берут все. Но больше расходятся бедра, голени и окорочка. Покупатели пытаются цену сбить, иногда даже очень сильно. Например, сегодня цыпленок вытянул на 380 рублей. Покупатель попросил сбить цену до 300 рублей. То есть 80 рублей я должна была ему подарить» (смеется).
P. S.
6 февраля стало известно о том, что Казахстан рассматривает такую меру, как эмбарго в отношении российских продуктов. С этой просьбой к руководству страны обратились представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана, сообщает РБК.
Прежде всего, они хотят полностью запретить ввоз куриного мяса. Ввозная цена на него упала с 760 до 380 тенге, что ниже себестоимости казахской курятины. И на ввоз российских яиц также планируется установить квоту — не более 500 млн штук.
Под запрет могут также попасть нефтепродукты, машины и аккумуляторы, мясо, макароны, кондитерские изделия, соки и мука. Казахская сторона мотивирует это девальвацией рубля. Российская валюта по отношению к тенге упала на 47 %. И казахские производители не могут конкурировать с российскими.
Пока это находится в стадии обсуждения. И будет ли введено эмбарго — неизвестно. Но ясно одно, говядина будет в дефиците. И будет дорожать. До тех пор, пока не будут приняты соответствующие меры.
Александр Ярошевский
Фото автора