«А скажи, отец, заводы у вас в городе есть?
— Ну кому и станок — завод…»
(по мотивам Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»)
Гордость промышленного Новосибирска — «Сибсельмаш» после руководства Олегом Утираловым ушел в банкротство, и больше нет его, гордости города. Не меньшая индустриальная гордость столицы Сибири — «Сибэлектротерм», который после кончины «Сибсельмаша» возглавил Олег Александрович, тоже под его чутким руководством обанкротился. Казалось бы — так давайте его за это… И да, его и судили, и судят, и судить будут.
Правда, нет такой статьи в Уголовном Кодексе РФ — «за незаконное обогащение путем разрушения промышленной мощи страны». Поэтому судили и судят Олега Утиралова по статьям частным. За поддельные векселя «Сибсельмаша» на 100 миллионов рублей. За невозвратные долги на сумму более 340 миллионов… Теперь вот возбуждено уголовное дело по хищению с «Сибэлектротерма» в 2017 году станков. Сумма немаленькая — около 3,8 млн рублей, но по сравнению с сотнями миллионов — вроде как копеечку из шапки слепого нищего стащить…
Впрочем, хватательный рефлекс неустраним. И когда кончается возможность оперировать заводами, можно снизойти и до станков: «Что там? Веревочка? Давай и веревочку! И веревочка в дороге пригодится»…©
История со станками, кстати, по примитивности схемы просто смешна. По информации издания «Континент Сибирь», поводом для возбуждения уголовного дела стали сделки, связанные с отчуждением имущества, проведенные в 2017 году. Руководство «Сибэлектротерма» оформило договор на поставку токарно-карусельного станка за 1,1 млн рублей, в счет оплаты покупатель обязался отремонтировать продольно-фрезерный станок, но де-факто данные работы выполнены не были. Эту схему в точности воспроизвели и при реализации гидравлического листогибочного пресса: его продажной стоимости — 800 тысяч рублей соответствовал несостоявшийся ремонт горизонтально-расточного станка. С территории завода оборудование вывезли, но деньги за него не поступили ни в кассу, ни на счета ОАО «Сибэлектротерм». Причем и в том и в другом случае станки еще и оценили дешевле в два раза. В июне 2020 года следователь возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Санкция по этой статье предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом до одного миллиона рублей.
Но, оказывается, г-н Утиралов и в данном случае ни в чем не виноват, а просто вокруг, как всегда, враги. Кто враги? Да все. Судя по обидам Олега Утиралова, оформленным в выступления в прессе, заявления в правоохранительные органы, иски в суды и иные формы его словоизъявлений, — вот вообще почти все. Власти Новосибирской области, различные предприниматели и бизнес-структуры, рейдеры и коррупционеры — вот кто виноват в том, что два градообразующих предприятия Новосибирска, управляемые Олегом Александровичем, померли под его чутким руководством. То есть померли предприятия под его руководством, а виноваты — ну все, кроме него. Удивительно, что в список претензий не попал глава ООН, Патриарх, Папа Римский и президент Венесуэлы Мадуро, например. Ведь все они, как и те, кого обвиняет экс-гендиректор, тоже не имели отношения к руководимым г-ном Утираловым и обанкроченным заводам, так почему до кучи не обвинить еще и их? А вдруг это именно они поперли с заводов все, вплоть до последних станков, за что, собственно, г-н Утиралов сейчас и отсиживает под домашним арестом в ожидании завершения расследования уголовного дела?
Под домашний арест Олега Утиралова 25 сентября сего года отправил Кировский районный суд Новосибирска. С формулировкой: «подозреваемый может скрыться от органов предварительного следствия, продолжить заниматься преступной деятельностью или иным путем воспрепятствовать производству по делу». При этом старший следователь СУ СЧ Управления МВД России по г. Новосибирску М. В. Жданова ходатайствовала о его заключении под стражу. И понять следователя можно.
18 сентября, через несколько минут после того, как Утиралов въехал на территорию «Сибэлектротерма», туда пришла полиция. С обыском и желанием допросить Олега Александровича. Но вот только допрос не удался, поскольку Утиралов после появления полиции из помещения немедленно исчез. Его искали несколько дней — по месту проживания в Новосибирске, по адресам родственников и знакомых, но тщетно. А задержать бизнесмена удалось только 21 сентября после его визита в учреждение ФСИН, куда он как условно осужденный был вынужден явиться для ежемесячной отметки. Иначе за нарушение режима Олега Утиралова сразу бы перевели с условного отбывания срока на безусловное. Ну а при задержании выяснилось, что полиция зря моталась в поисках Утиралова по Новосибирску. Поскольку Олег Александрович вовсе и не скрывался, а просто вполне законопослушно гулял эти дни в местах, полиции неизвестных.
Повторимся, понять желание следователя после такой эскапады можно. Но суд наш гуманен — раз просто гулял и уверяет, что от полиции не скрывался, то ограничились арестом домашним, на два месяца. Ну а сам Олег Александрович прямо из зала суда не преминул рассказать СМИ, что он-то к похищенным станкам отношения не имеет и во всем виноваты враги, плетущие коррупционные схемы.
Впрочем, и гуляния в неизвестных полиции местах, и враги, плетущие заговоры, — все это не ново. И повторяется как на заигранной виниловой пластинке всякий раз, когда Олега Утиралова привлекают к ответственности.
Три сентябрьских дня «гуляний» — мелочь по сравнению с историей 2007 года. Когда Утиралова, руководившего «Сибсельмашем», задержали аж через месяц после объявления в федеральный розыск. А он, как писали тогда на сайте «Тайга.инфо», сильно удивился, сообщив, что был на лечении и в отпуске, причем всегда на людях. Ну а обвинение в неуплате налогов в особо крупном размере господин Утиралов назвал происками врагов. Если дословно: «очередным давлением со стороны властей Новосибирской области с целью смещения его с должности».
Впрочем, куда только не обращался Олег Утиралов с жалобами на врагов — от СМИ до Следственного комитета и Арбитражного суда, подтверждения их вражественности ни пресса, ни компетентные органы так и не нашли.
А вот у самого Утиралова эти самые органы нашли многое и находят до сих пор. И потому Олег Утиралов сейчас на условном сроке за мошенничество с векселями «Сибсельмаша», на домашнем аресте по уголовному делу о хищении станков…
Ну а Арбитражный суд Московской области решил, что иск ООО «Инвест Плюс» о признании Олега Утиралова банкротом обоснован и ввел в его отношении процедуру реструктуризации долгов. На момент подачи заявления экс-руководитель «Сибэлектротерма» был должен 345,8 млн рублей, в настоящее время по исполнительным листам взыскано менее 0,03% от этой суммы.
«Инвест Плюс», конечно же, тоже один из врагов Олега Утиралова, и на эту компанию он, само собой, тоже неоднократно жаловался. А параллельно, чтобы не уступить этому врагу ни пяди родных денег, пытался через Новосибирский арбитраж устроить себе самобанкротство. Но не вышло, поскольку ни пошлину Утиралов не заплатил, ни прописки новосибирской у «публичной персоны, обладающей известностью как в электрометаллургической отрасли, так и в целом в мире бизнеса», не оказалось. А прописана эта персона вовсе даже в подмосковной деревеньке.
«Враги», жалобы, иски, гуляния от полиции, миллионы и сотни миллионов, суды, сроки, и все это годами и по кругу… Герои фильма «Джентльмены удачи» с их бессмертной фразой «Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!» и не могли подозревать, на какие уровни подобная романтика сможет выйти в будущем.
Впрочем, будущее это заканчивается, и финиш фуги на костях заводов близок. Будет ли это банкротство с поиском и выемкой всех активов Олега Утиралова или реальный срок за станки — покажет вполне себе ближайшее будущее.
…Вот только ничто уже не вернет к жизни ни «Сибсельмаш», ни «Сибэлектротерм».
И, увы, статьи в УК РФ — «за незаконное обогащение путем разрушения промышленной мощи страны» как не было, так и нет.
Николай Комарков