Как сообщил мэр Анатолий Локоть, «долги перед бюджетом имеют 543 юридических лица. На 1 ноября долг свыше 1 миллиона рублей имеют 286 организаций, в том числе 12 организаций накопили долг свыше 50 млн рублей. Департамент земельных и имущественных отношений постоянно ведет работу по взысканию долгов: как путем мировых соглашений, так и через судебные инстанции и приставов. Как можно увидеть из списка должников, порядка 32% из них банкроты — вернуть эти деньги в казну непросто. Еще с 35% организаций мэрия уже расторгла договоры аренды из-за нарушений условий и будет добиваться оплаты».
«Надеюсь, что открытая информация станет стимулом для ответственных компаний и учреждений ускорить процесс погашения долгов перед городским бюджетом», — подчеркнул градоначальник.
Может, стоит начать исполнять собственные приказы?
Буквально на следующий день тема возвращения долгов стала главной на первом заседании специально созданной рабочей группы по вопросу увеличения доходов бюджета Новосибирска. В ее состав вошли депутаты, представители мэрии и общественности.
По словам президента «Сибирского правового центра защиты прав потребителей» Евгения Митрофанова, впервые за пять лет свершилось то, чего так долго добивались депутаты и общественники — мэрия наконец показала список должников за аренду городской земли.
«Мы увидели итоги работы профильного департамента — земельных и имущественных отношений», — отметил Митрофанов, уточнив, что только за девять месяцев этого года долги по аренде выросли больше чем на полмиллиарда рублей. При этом больше 2 млрд рублей вернуть в бюджет уже практически невозможно.
Митрофанов напомнил, что существует механизм, прописанный в приказе первого вице-мэра Буреева, согласно которому при наличии задолженности по аренде земли больше двух месяцев и сумме долга свыше 300 тысяч рублей направляется уведомление должнику, а если оно не подействовало, то иск в суд и расторжение договора аренды. За исключением тех случаев, когда это касается долевого строительства жилых домов.
Однако на деле, подчеркнул общественник, долги копятся годами, а мэрия подписывает с должниками мировые соглашения, продлевая долговую историю. По его мнению, власти таким образом попросту субсидируют должников. И теперь считает Митрофанов, кто-то должен понести ответственность за сложившуюся ситуацию. Он предложил профильному департаменту предоставить рабочей группе новый список с наименованием должника, датой возникновения просрочки, а также информацией о том, подано ли уведомление, иск о взыскании долга и о расторжении договора аренды.
Все не так, ребята
Глава департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгий Жигульский подтвердил, что ныне арендаторы городской земли должны в бюджет Новосибирска 4,125 млрд рублей, из которых, по словам чиновника, 2,244 млрд рублей «нереальны ко взысканию», а 1,880 млрд рублей — «реальны».
Жигульский рассказал о кризисах 2008 и 2014 годов, после которых, по его данным, резко выросли долги по аренде. Факторами роста задолженности выступали и сами власти. По словам чиновника, в 2014-м на региональном уровне была принята норма о двукратном увеличении арендной платы, если за три года застройщик на участке так ничего и не построил.
«Действовало это постановление всего один год. Но это привело к росту задолженности на 900 млн рублей, 500 млн из которых удалось взыскать, 400 млн зависло», — поведал Жигульский. А еще, добавил он, бывает так, что арендатор исправно платит за участок, и годами ждет получения различных техусловий, чтобы приступить к реализации проекта. Со временем ждать ему надоедает и платить аренду он перестает. А долг растет.
По словам главы профильного департамента мэрии, в 2019 году «впервые за десятилетие удалось снизить размер задолженности по арендной плате». «Но 2020 год с коронавирусом все наши усилия снивелировал», — заявил Георгий Жигульский, уточнив, что с начала года и до 1 октября долг вырос на 187 млн рублей.
По словам чиновника, сейчас «львиная доля договоров аренды не подлежит расторжению». Там же, где это возможно, расторжение не всегда эффективно, считает Георгий Жигульский.
«Ни о каком субсидировании речи идти не может, поскольку это вполне нормальная практика, соответствует Гражданскому кодексу. Нравится это кому-то или нет, но мировые соглашения дают возможность взыскать хоть что-то, вернее не что-то, а 15%», — заявил начальник департамента.
Он также посетовал на работу службы судебных приставов, когда, уже имея на руках судебное решение, привести его в исполнение оказывается невозможно. Например, в 2017 году были выявлены факты, когда множество исполнительных листов просто потерялось (!) По данным Жигульского, из 1,4 млрд рублей по решениям судов в реальности в бюджет поступило только 145 млн рублей, то есть 10%.
Банкротство арендатора, отмечает чиновник, также малоэффективно, поскольку плата за аренду муниципальной земли отнесена к четвертой очереди и шансов получить что-либо из конкурсной массы банкрота очень немного. В основном выбить долг в такой истории удается только в случае его продажи третьим лицам. Продать такие долги мэрии удалось только на сумму в 66,5 млн рублей.
В итоге рабочая группа решила продолжить наблюдение за злостными неплательщиками — ведут ли они активную деятельность по другим направлениям. И организовать мониторинг за исполнением обязательств по арендной плате, оперативно реагируя на возникновение задолженности. И обновляя, конкретизируя списки должников.
Павел Быковских