Только цифры: в 2014 году было зарегистрировано 1301 экономическое преступление, из них — 384 коррупционных, среди таковых 346 — тяжкие. По данным Андрея Молокова, в нынешнем году наблюдается рост экономических преступлений по сравнению с аналогичным периодом года минувшего: «В сфере мошенничества зарегистрированы 394 противоправных действия, это на 206 больше, чем за два месяца прошлого года. В том числе наши сотрудники выявили 80 преступлений коррупционного характера, из них — 75 тяжкие и особо тяжкие».
Никакой конкретики кроме цифр полковник полиции журналистам сегодня не предоставил. Однако назвал первоочередные направления работы ведомства. На нынешний момент приоритетами работы ОБЭП разных уровней являются противодействие коррупции, защита от расхищения бюджетных средств в сферах оборонно-промышленного комплекса, ЖКХ.
«Создание управляющих компаний позволило проводить мошеннические схемы по выведению из бюджета больших объемов средств, — прокомментировал Андрей Молоков. — Эта сфера жизнеобеспечения сегодня в упадке, потому туда государство направляет большие денежные суммы, которые и становятся зачастую объектами расхищения».
Строительство, в частности, долевое также является объектом пристального внимания ведомства. Андрей Молоков, в частности, напомнил нашумевшее дело компании «Неоград-Инвест».
«Правоохранительные органы могут изъять имущество, активы, как в данном случае, — прокомментировал полковник полиции. — Но на самом деле, если люди серьезно готовятся к мошенническим сделкам, то денежные средства давно выведены, еще до начала следствия».
Тема взяточничества сегодня у всех на устах, общественники даже предложили установить в Новосибирске памятник коррупции. В свою очередь полковник полиции считает, что среди населения интерес к взяточничеству зачастую не носит под собой доказательной базы.
«Поймать за руку такого человека крайне сложно, нередко в судах дело разваливается, потому что наших сотрудников подозревают в провокации взятки».
Тем не менее, не называя фамилий, Андрей Молоков назвал несколько случаев:
«Нами был пресечён факт получения взятки в размере 400 тысяч рублей, хотя первоначально речь тогда шла о сумме более миллиона — речь идет о Месячнике в сфере ЖКХ в СО РАН. Виновный получил реальный срок наказания. Также нами выявлен факт преступной деятельности одного из замглав муниципального района областного значения, чиновник, ведающий отводом земельных участков, требовал взятку свыше миллиона рублей».
Без фамилий, однако, журналистам удалось выведать, что речь идет о МО за пределами Новосибирска. Кстати, Андрей Молоков прокомментировал, что их ведомство ведет проверку касающееся ряда муниципалитетов Новосибирского района, вопрос тот же — земельный.
Меж тем, сами граждане не столь охотно сообщают о случаях взяточничества, хотя те же предприниматели, которые часто становятся жертвами вымогательства, могли быть и активнее.
«Форм несколько: можно написать заявление, тогда предоставить возможные записи, действовать в открытую, — рассказал Андрей Молоков. — Но, разумеется, новосибирцы предпочитают действовать на условиях конфиденциальности. Самый популярный способ контакта с нами — интернет-портал».
А теперь о прогнозах. По мнению спикера, уже к лету новосибирцев ожидает всплеск случаев мошенничества в сфере финансовых пирамид.
«Всегда в смутный экономический период люди, особенно пенсионеры, рискуют своими средствами, не задумываясь о возможных последствиях, — заметил Андрей Молоков. — Микрофинансовые организации сегодня действуют в рамках закона, если же мы обнаруживаем противозаконные действия, тогда начинается активная разработка. Но с падением благосостояния населения количество мошенничеств будет только расти».
Также Андрей Молоков рассказал об увеличившемся вбросе фальшивых денег.
«У нас их не производят, в основном, купюры поставляют из европейской части России, главным образом — с Северного Кавказа, — прокомментировал полковник полиции. — Главные точки распространения — крупные сетевые магазины. Мы обращались к руководству сетей, но пока должной реакции не получили. Даже если посмотреть на работу кассиров: мало где увидите, чтобы купюры проверяли на подлинность!»
Уже за рамками пресс-конференции Андрей Молоков рассказал, что, хоть нынешний рост экономических преступлений не связан с ситуацией в стране, а является результатом более эффективной работы сотрудников ведомства, падение уровня жизни населения увеличит количество таких правонарушений.
«Экономические преступления, коррупция — это не эксклюзивная болезнь нашего государства, — заметил Андрей Молоков. — Какие скандалы в США, странах Западной Европы. В Китае каждый месяц чуть ли не по сотне взяточников казнят публично. И что — стали меньше воровать? Стали меньше брать взятки? Дракон умер — да здравствует дракон».
Анна Захарова
Фото из открытых источников