«Я не знаю, будут ли у меня еще выступления в России в этом году. Пока не предполагается. На вопрос, где можно вас увидеть, начинаю перечислять: Одесса, Киев, Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес. Ближе чего-то как-то… Не могу сказать, что Новосибирск ближе, но приятней», — произнес Шендерович со сцены кабаре-кафе «Бродячая собака», за что последнюю публика искупала в овациях.
Сатирик предложил считать это выступление его российским дебютом. «Мне, в прошлом невыездному еврею, это очень забавно. Меня в Чехословакию не пускали. Теперь в Москву».
Шендерович устроил для собравшихся настоящее путешествие во времени, рассказывая не потерявшие актуальность сатирические зарисовки за последние 40 лет. Нашлась у него и близкая новосибирцам в свете последних событий история под названием «Пташечка». Опубликованный в «Ежедневном журнале» еще в мае прошлого года рассказ нашел у публики в этот апрельский вечер живой отклик.
«Вышел тут с собачкой в парк и остолбенел от соловья.
Прямо из придорожного куста шарашит стервец. Практически при детях.
Постоял я, послушал это дело и ощутил вдруг острую нехватку министра культуры. Потому что как хотите, но утю-тю-тью-тью — это пускай, и даже трррьятятя-цок-цок еще куда ни шло, а вот цвиринь-цвиринь — это уже совершенно недопустимо!
Цвиринь-цвиринь на данном историческом отрезке мы позволить не можем! Это враждебно национальному сознанию, которым мы тут, у куста, в настоящий момент заведуем. В этом нагловатом цвиринь ясно слышен либеральный распад и презрение к традициям; больше того, это, несомненно, попытка поставить под сомнение наше куку!
Возникает законный вопрос: с чьего голоса поет этот соловей? Кто стоит у него за спиной? Откуда это цвиринь два раза? Что, собственно, он имел в виду, когда вместо рекомендованного гав-гав начал издавать эти звуки? Кто профинансировал цвиринь? Мужчина он, наконец, или женщина, этот соловей? Если мужчина, пускай для начала спустится на октаву ниже, там и поговорим.
И пускай не уходит в кусты. Пускай выйдет, поглядит в глаза народу, собравшемуся у куста. Пускай извинится перед ветеранами! Мы тут все в недоумении. Мы уже пишем коллективные письма в газету «Культура». Наши собаки перестали ссать на стволы и тоже недоумевают.
И знаете, мы тут посоветовались… (Это до «Тангейзера» было написано.) Пожалуй, трррьятятя-цок-цок тоже не надо. Это лишнее. Утю-тю — и все. Один раз в квартал, в ночное время, и про себя. Так оно будет нравственнее. А лучше пускай вообще убирается вон к своим заокеанским хозяевам, пока мы тут не закрыли воздушное пространство.
А к кусту примотать динамик и закольцевать гимн, чтобы гуляющие встали и не шевелились уже».
По словам Шендеровича, прошлый, 2014 год стал для него особенным, и это случилось после текста «Путин и девочка на коньках», посвященного Олимпиаде в Сочи:
«Это было единение народа и администрации. Я осторожно предположил, сравнив эту ситуацию с берлинской Олимпиадой 1936 года, что такого рода слепая любовь и почитание, вся эта энергия подъема могут пойти не на лучшие вещи. После чего над моей головой разорвался мешок с дерьмом, и я вернулся на Центральное телевидение. Через три дня увидел свою фотографию на ВГТРК с надписью «подонок». Я не понимал, в чем дело, ведь до этого писал тексты куда более жесткие. Но затем случился Крым, и все стало ясно. Я-то, когда писал текст, имел в виду абстрактное предупреждение, но, видимо, случайно попал в какой-то больной нерв. Ведь я не знал про Крым тогда, а они уже знали».
После этого, рассказал писатель, у него начались проблемы с издательствами. Но Россия большая, и «то, что нельзя в Ульяновске, в Казани можно».
Затем было больше двух часов искрометных юмора и сатиры и эпиграф:
«Из Бабеля: «Хорошо выдуманной истории незачем походить на действительную жизнь. Жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю»».
Павел Быковских
Фото автора