Покупающим черешню, персики и прочие «витамины» новосибирцам порой невдомек, откуда к ним приходит эта продукция. А приходит она с Хилка, огромной рыночной площадки стиля 90-х, расположенной между мусорным полигоном «Левобережный» и Клещихинским кладбищем. Площадки, где на фрукты и овощи оседают выхлопы сотен большегрузных фур, куда тянется ядовитый дым с постоянно горящего мусорного полигона и рядом с которой на соседнем кладбище закапывают в землю усопших.
Так было многие годы, так есть и сейчас. В середине июля в очередной раз мусорный полигон окутал удушливым дымом Хилокский рынок с его продукцией и прилегающие микрорайоны с их жителями. И что? Да ничего. Накрытые продуктами мусорного сгорания фрукты и овощи с Хилка все так же развозятся на продажу по улицам и площадям Новосибирска.
А жильцы микрорайонов шлют в СМИ фото и видео своих задымленных дворов, опровергающие бравурные утверждения МУП «Спецавтохозяйство» о том, что пожар на полигоне у Хилка уже весь ликвидирован. И никому — ни профильным подразделениям мэрии города, ни федеральным контролирующим органам — дела до этого нет. Как нет дела и до того, что на полигон многие годы везли отходы промпредприятий. И теперь, по данным независимых экспертиз, в соседних с Хилокским рынком микрорайонах содержание в почве и воздухе олова, свинца, серы, формальдегида превышает ПДК в десятки и сотни раз. И единственный орган, который, похоже, пытается навести порядок в Хилокском треугольнике «свалка — рынок — кладбище», — это прокуратура.
«Новосибирская межрайонная природоохранная прокуратура проводит проверку по сообщениям СМИ о возгорании на полигоне ТКО «Левобережный».
В ходе проверки в муниципальном унитарном предприятии Новосибирска «Спецавтохозяйство» будет проверено исполнение законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки также будет дана оценка работе контролирующих органов (Роспотребнадзора и Росприроднадзора)» — так значится в оперативном сообщении ведомства.
Это то, что прокуратура усматривает с одной стороны Хилка — мусорной. Но есть и вторая сторона рынка — кладбищенская. И третья — собственно рыночная, то есть нарушение деятельностью на рынке федерального законодательства.
Еще в марте 2020 года Ленинская прокуратура Новосибирска выявила нарушения федерального законодательства и вынесла ЗАО «ТЦ «Хилокский» предписание об их устранении. Однако вместо этого руководство рынка пошло судиться с прокуратурой в арбитраж, проигрывая одну инстанцию за другой. Но продолжая снабжать новосибирцев продукцией с асфальта между свалкой и кладбищем, действуя в соответствии с цитатой, приведенной в первой строке данного материала.
После публикации материала «Прокуратура VS Хилок: что победит — закон или 90-е» редакция НДН.инфо направила официальный запрос в прокуратуру Новосибирской области о принятии мер прокурорского реагирования. В то же время по фактам нарушений законодательства, связанных с деятельностью Хилокского рынка, инициативная группа граждан, представляемая новосибирским общественником Михаилом Михайловым, обратилась в Генеральную прокуратуру РФ.
И вот что на запрос генпрокурору сообщила прокуратура Новосибирской области в ответе №7-668-2121 от 21.06.2021 г.:
— «Директору МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» … внесено представление в связи с непринятием мер по установлению санитарно-защитной зоны для полигона ТКО «Левобережный».
— «Предъявлено административное исковое заявление к мэрии города с требованием пересмотреть санитарно-защитную зону кладбища с учетом класса опасности объекта».
— «Облпрокуратурой инициировано проведение ГУ МВД России по региону доследственной проверки на предмет подложности экспертных заключений, послуживших основанием для выдачи Управлением Роспотребнадзора по области санитарно-эпидемиологических заключений на полигон и кладбище».
В переводе с официального языка на разговорный это значит следующее:
— Проверка МВД может показать, что путем подлога экспертных заключений санитарно-защитные зоны кладбища и мусорного полигона были уменьшены и до территории Хилокского рынка не дотянулись.
— А при установлении санитарных зон без подлога экспертных заключений границы защитного барьера передвинутся и в них, видимо, попадет вся территория Хилокского рынка.
Напомним, кладбища относятся к классу опасности II, потому на расстоянии полукилометра (!) от границы с кладбищем не должно быть объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов. По факту «демаркационная» зона между Клещихинским погостом и Хилокским базаром составляет в некоторых местах от семи до 81 метра. Если же отсчитывать от могил необходимые 500 метров, то размещать развалы с овощами и фруктами можно не ближе, чем по линии улицы Хилокской! Следовательно, торговать продовольственными товарами на всей территории Хилка должны запретить.
Ну а в Ленинском суде Новосибирска, как и было обещано в ответе облпрокуратуры, в производстве уже находится дело №2а-6220/2021 по исковому заявлению прокурора г. Новосибирска к мэрии г. Новосибирска об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Редакция НДН.инфо обратилась с запросами в мэрию Новосибирска, прокуратуру города и Ленинский районный суд о предмете и основаниях иска, в чем заключаются требования иска и запрашивает ли прокуратура в рамках данного иска какие-то обеспечительные меры. Однако к моменту публикации материала нормативный срок ответа на запросы СМИ — семь дней пока еще не наступил. По мере получения ответов редакция, конечно же, известит вас о точных требованиях иска. А пока, опираясь на мнения экспертов и юристов, ознакомившихся с процитированным выше ответом прокуратуры, можем предположить, что прокуратура попросит суд обязать мэрию Новосибирска:
— разработать проект санитарно-защитной зоны Клещихинского кладбища;
— получить (нормальное, а не подложное) экспертное заключение на проект;
— установить через Роспотребнадзор санитарно-защитную зону кладбища согласно проекту и экспертному заключению.
На весь этот комплекс действий, как сообщили эксперты, должно уйти не более полугода со дня вступления решения суда в силу.
Естественно, возникает вопрос: пока суд да дело, Хилок так и будет торговать с асфальта плодоовощной продукцией, припорошенной пылью и окуренной выхлопными газами? Как пояснили эксперты, учитывая общественный резонанс, прокуратура может в качестве мер по обеспечению иска запросить суд приостановить деятельность Хилокского рынка на той его площади, которая должна отойти к территории санитарно-защитной зоны Клещихинского кладбища.
Все это и хорошо, и плохо.
Хорошо, что есть прокуратура, которой «не по барабану». И которая, дай ей бог, добьется того, чтобы между ядовитым мусорным полигоном, кладбищем с могилами и фруктами с овощами, которые мы едим, были нормативные, а не подложные защитные зоны.
Ну а плохо то… Нет, даже не то, что прокуратура через суд должна заставлять чиновников мэрии Новосибирска исполнять то, что они и без того обязаны — просто по долгу службы. Делать нормальные проекты санитарных зон. Получать честные, а не подложные экспертные заключения. Устранять незаконную торговлю. Работать, в общем. Плохо то, что даже после иска прокуратуры за бездействие или хуже того никто из чиновников наверняка ответственности не понесет.
Долгие годы управлением потребительского рынка мэрии Новосибирска, которому подведомственны и рынки, и Клещихинское кладбище, руководил г-н Витухин. И все эти годы под мудрым надзором Виталия Геннадьевича за рынками и погостами новосибирцы ели фрукты и овощи, наторгованные с Хилка. То есть и с площадки, которую прокуратура теперь определяет как неоформленную из-за подлога санитарную зону кладбища. В этом году г-н Витухин, очевидно в том числе и за эти заслуги, прощально посетил Хилок с проверкой, конечно, ничего не нашел и двинул на повышение, став начальником департамента науки и предпринимательства мэрии. Интересно, чем именно по итогам его руководства департаментом прокуратура обяжет мэрию через суд?
Николай Комарков