«Давайте сначала с трехлетками разберемся»
В дошкольном образовании очень много проблем, и одна из самых главных – катастрофическая нехватка мест в детских садах. Несколько лет назад стартовала президентская программа, согласно которой к 2016 году все дети, достигшие трех лет, должны иметь возможность реализации своего конституционного права на бесплатное образование.
Худо-бедно, эта программа выполняется. До конца года в городе должны открыться 15 новых детских садов. Планируется, что в них разместится примерно 3680 новых мест для дошколят. Из них примерно 20% будет отдано под ясельные группы. Вспоминаем школьные уроки математики, и получаем, что 736 малышей получат места в яслях. По словам сотрудников дошкольных учреждений, такое соотношение принято в Новосибирской области, как уставное. Много это или мало?
Согласно данным Новосибирскстата, в прошлом году в Новосибирске родились 21,2 тыс детей, это на 431 ребенка больше, чем в 2013 году. То есть, на места в яслях в этом году претендует примерно около 20 тыс малышей. Это почти на шесть тысяч человек больше, чем число детей, которые этой осенью пойдут в детские сады. Всего же, по оценке городского управления образования, своей очереди в ясли ждут около 43,2 детей в возрасте до трех лет.
Возникает ощущение, что власти оказались не готовы к всплеску рождаемости и сегодня впопыхах «тушат пожар».
«Ухудшили санитарные нормы в самих детских садах, убрав СанПиНы о предельном количестве детей в группе. Выплаты минимальные, — рассказывает координатор движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Семен Гунькин. — В 2012 году, когда образовался демографический спад, я разговаривал с одним из городских чиновников управления образования. О том, что рождаемость упала, он говорил с нескрываемой радостью».
Сами чиновники от этой темы стараются уйти. Недавно на пресс-конференции начальник главного управления образования мэрии Наталья Копаева рассказала, что сейчас главная задача – выполнить президентскую программу по обеспечению местами в детских садах.
В итоге создана ситуация, когда получить место в яслях практически невозможно.
«Фактически все места в яслях заняты детьми-льготниками», — говорит Семен Гунькин. Его коллеги-общественники даже называют относительные значения для 2014-15 гг. Практически 80% мест в яслях отдано льготникам.
Как рассказала корреспонденту заведующая одним из детских садов Наталья Погосова, сейчас в их учреждении 24 ребенка, не достигших трехлетнего возраста. Это сверхнормы, но после изменения СанПиНов Роспотребнадзор на это не обращает внимания. Тем, кто не получил заветные места остается надеяться только на компенсации. Но и тут не все гладко.
О бедной компенсации замолвим слово…
Вопрос о выплате компенсаций родителям, чьи дети не получили места в детские сады муссируется уже давно.
В 1992 году несколько депутатов Государственной думы инициировали изменения в федеральный закон №273, предполагающие компенсации за непредоставление мест в детском саду. Но проект был отклонен. В начале 2000-х Госдума снова вернулась к вопросу о денежной поддержке родителей. Несколько лет назад закон был принят, но в результате поправок сильно изменился. Теперь компенсации положены тем, чьи дети ХОДЯТ в детские сады. Размер выплат зависит от количества детей в семье и стоимости услуг детского сада. С 1 января 2013 года родители получают минимальную государственную поддержку в размере одной пятой затрат на содержание ребенка, 50% — за второго, 70% — за третьего.
А вот помощь родителям, чьи дети не смогли получить места в детских садах, переложили на плечи региональных бюджетов. Размер выплат варьируется от возможностей на местах, но в среднем составляет около пяти тысяч рублей. Варьируется и возраст детей, родителям которых положены выплаты. Так, в большинстве регионов компенсация положена семьям с детьми от 1,5 до 6 лет. Но в Липецке выплаты предусмотрены на детей с 3 до 6 лет, а в Самаре, Кирове и Красноярске – с 1,5 до 3 лет.
А как дела обстоят в нашем регионе? Никак. В Новосибирской области закон так и не принят. По мнению общественников, региональные власти опасаются, что его принятие вызовет рост очередей.
«Есть немало семей, где кто-то из родителей не работает и ухаживает за ребенком. Сейчас они не ставят своих детей на очередь в детский сад, но при введении закона о компенсациях, поставят на очередь ради получения денег, — рассказывает один из активистов движения «Хотим в детский сад» Владислав Акеев. – Но мы пытаемся добиться справедливости. Все же понимают, что фактически большую часть затрат на содержание ребенка в детском саду берет на себя государство. В среднем содержание ребенка обходится в шесть тысяч рублей в месяц. Содержание ребенка дома обходится дороже, но государство складывает с себя обязательства помогать молодым семьям».
Ему вторит и Семен Гунькин. «По достижению ребенком полуторагодовалого возраста, его родителям положена компенсация в размере 160 рублей. И это ее еще увеличили. Долгое время платили по 80 рублей в месяц. Но даже такие мизерные выплаты – большая нагрузка для областного бюджета», — рассказал общественник в интервью НДН.инфо.
Нагрузка на бюджет и, правда, огромная. Всего в Новосибирске сейчас работает 277 учреждений дошкольного образования различного типа. Их услугами сейчас пользуются более 74,6 тысяч детей. В 2015 году город потратит на детские сады более 6,5 миллионов рублей. Плюс строительство новых детских садов и их дальнейшее содержание.
В этом году на строительство дошкольных учреждений только в Новосибирске из различных бюджетов выделено около 2,5 млрд рублей. Большую часть «выделила» область – около 940 млн рублей. Еще 761 млн рублей отправили из федерального бюджета. Остальные средства – а это чуть меньше 600 млн рублей – изыскали из муниципальной казны.
С открытием новых учреждений встанет вопрос о наборе персонала. По данным городского управления образования, чтобы полностью обеспечить новые детские сады понадобится набрать 1268 сотрудников, из них 880 – педагогами. Основная ставка здесь – на Новосибирский педагогический колледж им. Макаренко и профильные училища, размещенные в области. Средняя зарплата воспитателя в муниципальных детских садах составляет 23-14 тысячи рублей в месяц, младшие воспитатели получают чуть больше минимально разрешенной зарплаты – 11-12 тысяч рублей. Специалистов удерживают льготами, среди которых оплата аренды жилья, которая составляет около пяти тысяч рублей в месяц (при том, что съем комнаты в Новосибирске обойдется примерно в 8-10 тысяч рублей в месяц), и бесплатные места в детском саду. Но новые вакансии откроются в лучшем случае в сентябре, а выпуск из учебных заведений состоится в конце июня.
А что если?
Сейчас в основном ясли существуют лишь в виде групп при детских садах. Соответственно проблему размещения детей, не достигших трех лет, решают по ходу дела.
По словам Натальи Копаевой, сегодня в новосибирских детских сада налаживаются «альтернативные формы дошкольного образования». В некоторых детских садах работают группы кратковременного пребывания, в которых ребята могут оставаться на несколько часов. Всего в городе этой «услугой» пользуются примерно 300 дошколят. В Новосибирске действует семь негосударственных детских садов и еще семь работают при негосударственных учебных заведениях. Ими охвачены 1380 детей, часть из которых претендует на бесплатные места в городских детсадах.
«Проектные мощности детских садов и реальные возможности – это разные вещи, — заметила чиновница. – При проекте мы исходим из того, что на одного ребенка необходимо два квадратных метрах, кроватка и шкафчик. В реальности же есть разные формы организации. Ребенку не обязательно все 12 часов находится в детском саду, он может быть, например, в группе кратковременного пребывания по два три часа в день».
Существует распоряжение премьер-министра Правительства РФ Дмитрия Медведева о предоставлении мест для детей в возрасте до трех лет. Но в отличие от путинского приказа, это распоряжение оказалось «незамеченным».
Одним из вариантов решения общественники видят в строительстве отдельно стоящих яслей. Но пока на это ни у региональных, ни у городских властей нет ни средств, ни особого желания.
Юрий Шаровский
Фото: placevisor.com