Первое сентября – это, конечно же, праздник. Особенно для тех, кто идет первый раз в первый класс. Но даже и они очень скоро поймут, что учеба – это трудовые будни, и труд этот не из легких. Что уж говорить о старшеклассниках… Учебные нагрузки с каждым годом растут, программы усложняются, и дети реагируют на это – жалуются, что устали, что «ничего не понятно», что в школу идти не хочется. И устроить им скандал или читать нотации в стиле «а вот я в твои годы» — способ не из лучших. Что же делать в таких случаях родителям? Как помочь своему ребенку после долгих летних каникул войти в рабочий ритм? Как понять, что ребенок не просто ленится и «валяет дурака», а нуждается в помощи? На эти и другие вопросы, связанные с учебным процессом, дает ответы кандидат медицинских наук, детский и подростковый психолог, генеральным директор московского психологического центра «Квартет» Антон Сорин.
— Антон Валентинович, скажите, это вообще нормально: что ребенок устает, едва вернувшись после летних каникул?
— Начало учебного года никому не дается легко. Ведь и взрослые, выходя из отпуска на работу, тоже нередко поддаются хандре. Поэтому то, что дети не особенно радуются факту, что лето закончилось и пора снова садиться за парту – вполне нормально. Ведь им предстоит учиться несправедливо долго: целых девять учебных месяцев, и дети имеют право по этому поводу переживать. Однако если в течение первого учебного месяца мы наблюдаем нарастание тоски и грусти, на это нужно обратить внимание.
— О чем это может говорить?
— О том, что, возможно, у ребенка в школе не все благополучно. Существуют три причины, по которым могут возникнуть школьные проблемы. Первое: трудности с учебой. Тут хоть сентябрь, хоть ноябрь, хоть январь — ребенок все равно не будет рваться в школу, потому что у него не получается учиться. Много ли на свете есть людей, которые испытывают удовольствие от того, что у них что-то не получается? Естественно, ребенок будет психовать и волноваться, поскольку на это уходит много сил, времени и других ресурсов.
И здесь родителям стоит серьезно задуматься над тем, как ему в этом помочь, а не размышлять над вопросом, хорошо ли он отдохнул на каникулах. Второе – проблемы со школьным коллективом. Ни один ребенок не будет спешить в школу, если у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями. То, что от одноклассников можно устать – это понятно, но если у ребенка по каким-то причинам не выстроены отношения с одноклассниками и учителями – это еще один тревожный звонок.
Я не говорю о том, что нужно быть всеобщим любимчиком, но в школе должны быть один-два товарища, с которыми ребенок постоянно коммуницирует. И третье — гипертрофированная вовлеченность в учебный процесс родителей. Все-таки школа, какой бы она ни была, в какой-то степени должна быть ответственностью самого ученика. Нет лучшего способа вызвать у ребенка чувства усталость и безысходности, чем «газовать» за учебу так, что для инициативы ребенка там вообще места не остается.
Я понимаю, что родители в этом отношении исходят из лучших побуждений, но это как раз те самые благие намерения, которыми выстлана дорога в известном направлении.
— Как понять, что у ребенка возникли трудности — и главное, как помочь?
— Дальше начинается прикладная конкретика. Можно прямо сейчас начать разговаривать со своим ребенком. Например, его можно спросить: соскучился ли он по одноклассникам? Есть дети, которые сидят в классном чате, а есть те, кто не сидит. И не потому, что чата нет, а потому, что они не в азарте от встречи со своими одноклассниками.
А дальше можно спросить, что в школе получается, а что – не очень. Говоришь ребенку слово «математика» — и у него лицо меняется сразу. И вы начинаете думать, как помочь подтянуть предмет. Здесь может потребоваться помочь репетитора или психолога, при встрече с которым, кстати, рассасываются многие школьные проблемы.
Переживания по поводу того, что ребенок не читает, в 80-ти процентах случаев наталкиваются на простой ответ: он просто не умеет. Для него это тяжелый труд, который плохо получается и не дает результатов. Ну и последнее – очень жесткие рамки, которые задают родители. Если ребенок не вкалывает как маленький ослик, родители впадают в состояние дисфории и начинают пугать историей про профессию дворника. Тут родителям в первую очередь предстоит поразмыслить: что происходит с ребенком, и что они делают не так?
— Но пустить учебу на самотек – тоже страшно…
— А вот здесь нужно искать золотую середину между тем, чтобы пустить на самотек — и тем, чтобы подойти к делу разумно и дифференцированно. В школе почти все предметы носят ознакомительный характер, где одно знание очень мало связано с другим. Например, можно знать историю Древнего Мира, но не знать историю России. Или выучить все про червей, а на насекомых – заболеть и пропустить.
И страшного тут ничего нет, поскольку эти знания легко наверстать. А есть предметы инструментального цикла – это математика и языки. Здесь один маленький провал вызывает распад всей системы знаний. И тут уже родители могут отрегулировать сами, что можно пустить на самотек, а что нет. При этом было бы хорошо объяснить все это и ребенку. И тогда он будет понимать, где и как можно славировать, если сил на домашнюю работу уже нет.
— Как понять, что ребенок устал?
— У родителей должен быть на это острый нюх. Если ребенок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться или трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или появляются непонятно откуда лор-заболевания – все эти проявления служат маячком того, что ребенок истощается и устает. А когда ребенок устает, ему нужно устроить передышку. Условно говоря, дать ему возможность вдохнуть и выдохнуть. Можно договориться, что на этой неделе будет один день, когда можно не ходить в школу и провести время так, как хочется. Или сэкономить силы на уроках.
В этом случае ребенок денек перекрутится — и вернется в строй, а иначе накопленная усталость может вылиться во что-то более серьезное, и тогда под откос пойдет не одна неделя учебы. Поэтому главный совет родителям: проявляйте больше чуткости к своим детям.
— Антон Валентинович, поделитесь, пожалуйста, рекомендациями: как не допустить переутомления?
— Первое: абсолютно точно важен режим. Второе: у ребенка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным — условно говоря, «потупить». Сколько времени нужно дать, зависит уже от самого ребенка, от ситуации и кучи других обстоятельств, но точно не меньше 40 минут. Третье: у детей должны быть свои увлечения и занятия, не связанные со школой. Это может быть спорт, творчество — что угодно, лишь бы была какая-то альтернатива школе.
— Современные дети перестали гулять. Нужно ли их заставлять это делать?
— Гулять заставлять нужно срочно, немедленно и беспощадно! А теперь спросите меня: как?
— И как же?
— Нужно его брать — и идти гулять. Всем вместе! Если у ребенка устойчивый положительный контакт с родителями — то, скорее всего, он выберет прогулку, чем что-то иное. Я готов поручиться с абсолютной точностью, что любой ребенок получает огромное удовольствие и очень благодарно реагирует на то, что родители могут провести с ним время и поговорить о нем.
Только разговаривать нужно не о том, как дела в школе и какие уроки успел сделать, а на интересующие его темы. Если у ребенка есть ощущение, что он может находиться в пространстве, где он говорит о себе и его слушают и воспринимают положительно — это большое дело! Ни на что дети не реагируют так позитивно и бодро, как на интерес родителей к себе. Поэтому очень важно начинать с детьми взаимодействовать и искать для этого пути. Поиск должен отталкиваться от интересов ребенка.
Например, если он увлечен компьютерными играми — беседуйте с ним на эту тему. Однако зачастую родительская позиция на этот счет носит оценочный характер: всем же известно, что компьютерные игры – это ерунда…
— Гаджеты – это отдельная головная боль родителей. Как найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, не лишать ребенка удовольствия, а с другой – не причинить вред?
— Те родители, кто крошит на гаджеты батон, конечно же, забыли, как они ночью с фонариком читали приключенческие романы и детективы. Гаджеты – это не хорошо и не плохо — это новая форма социального функционирования. Как в какой-то момент книгопечатание и ежедневная газета перевернули реальность, так и гаджеты. И к этому нельзя относиться иначе, кроме как к свершившемуся факту.
Нет ничего, чтоб могло бы повредить развитие психики ребенка, если у этого есть альтернатива: если он откладывает телефон, потому что настало время идти на тренировку, или скоро обед, за которым семья беседует и никто в это время не пользуется телефоном. Если ребенок проводит время с друзьями за настольными играми – беспокоиться не о чем. Это лучший способ профилактики зависимости от всего, что связано с гаджетами.
— Как себя вести, если ребенок отказывается вовремя ложиться спать и зависает в телефоне?
— Очень важно, чтобы родители имели возможность выстроить в этом отношении некую линию поведения. Ведь даже в режиме имеет смысл вести переговоры и договариваться. Понятно, что режим должен быть. С другой стороны — понятно, что если выбирать между установившимся режимом и нормальными человеческими отношениями, то вопрос нерешаем. Так же, как с прогулами и гаджетами.
Еще раз повторюсь: родители должны проявлять чуткость. В одной ситуации мы обозначаем и требуем, в другой– проявляем гибкость. Например, есть определенное время, когда ребенок должен ложиться спать. Сделайте дни, когда он может этим пренебречь — не саботируя графики, а по предварительной договоренности. Чем больше гибкости мы можем проявить, тем больших результатов в конечном счете нам удастся добиться…
Елена Соколова, фото из личного архива Антона Сорина
(ИА «Столица»)