В чем необходимость?
Законопроект, увеличивающий стоимость патента для трудовых мигрантов, региональное правительство одобрило в первой декаде сентября. Его цель — остановить приток в Новосибирскую область неквалифицированной рабочей силы, а заодно пополнить региональную казну.
Министр труда Игорь Шмидт уверен, эта мера постепенно вытеснит с рынка труда неквалифицированный труд иностранцев, исключит демпинг рабочей силы и обеспечит «приоритетное право российских граждан на замещение свободных рабочих мест». По его словам, региональный коэффициент и стоимость патента устанавливаются из суммы НДФЛ от уровня средней зарплаты в обрабатывающем производстве, строительстве, сферах транспорта и связи.
Стоимость патента для трудовых мигрантов в Новосибирской области — одна из самых низких в стране. Сейчас она составляет 1568 рублей. Примерно столько же он стоит в Ростовской области. В районе 3000 рублей или чуть более патент можно оформить в Санкт-Петербурге и Кузбассе. Чтобы получить разрешение на работу, к примеру, в Москве, Томске или Тюмени мигранту нужно выложить четыре тысячи рублей. Чуть более — 4300 — в Амурской области. Ну а самый дорогой в России патент оформляют в Ямало-Ненецком автономном округе. Там его стоимость превышает 6600 рублей.
С января по август 2015 г. обладателями патентов в НСО стали более 35 тысяч иностранцев. Экономический эффект от налоговых поступлений составил около 270 млн рублей. Установление же нового коэффициента вместе с повышением цены патента в 2016 году бюджету области принесет до 800 млн рублей, считают в правительстве.
Реалии трудовой миграции
С начала 2015 г. на территорию России через Новосибирскую область въехало порядка 230 тысяч иностранцев. Из них в регионе «осели» 137 тысяч. Ситуация стабильна и соответствует прошлогоднему уровню, а колебания незначительны — в пределах одного процента, следует из отчета регионального УФМС. При этом каждый второй иностранец прибывает в Новосибирскую область на заработки.
«Новосибирская область всегда была привлекательным регионом. Сюда каждый год приезжает огромное количество иностранцев. Практически 50 % всех въезжающих едут к нам работать, — отмечает начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Новосибирской области Яна Горбунова. — По визам въезжают в основном граждане Китая и КНДР. Неизменные лидеры стран СНГ — поставщики рабочей силы – Узбекистан и Таджикистан. Раньше тройку лидеров замыкала Киргизия, но эта страна вступила в Евразийское экономическое сообщество. Граждане Киргизии наряду с Белоруссией, Казахстаном и Арменией с августа работают в России без получения разрешительных документов. А из тех, кому это право не предоставлено, на сегодняшний день получили патенты уже более 35 тысяч трудовых мигрантов».
Мигранты есть, и они хотят работать, продолжает Горбунова. Иностранцев и работодателей волнует вопрос, связанный с увеличением стоимости патента в 2016 году:
«Сегодня сложно строить какие-либо прогнозы… Мы надеемся, что ни ослабление рубля, ни высокая стоимость патента не приведут к массовому оттоку иностранных работников и тем более не будут способствовать их уходу в «тень». Региону нужны образованные и квалифицированные кадры, но и огромная нехватка рабочих рук также имеет место быть», — констатирует она.
Популизм или экономический эффект?
Миграционная политика России в последние годы претерпела много изменений. Но носит она весьма противоречивый и однобокий характер, считает кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института управления – филиала РАНХиГС Елена Шевцова:
«Если сфера международной миграции, в основном трудовой, подвергается активному регулированию, то сферы внутренней миграции — «утечки мозгов», академической мобильности — обычно остаются без внимания, — уверена эксперт. — Безусловным достижением в области миграционной политики в последнее время стало введение экзаменов для иностранных трудовых мигрантов и введение патентов. Но миграционная политика России в большей части носит скорее запретительный характер. Что касается Новосибирской области, то здесь миграционная политика повторяет общую тенденцию федерального уровня».
Увеличение стоимости трудовых патентов сократит поток трудовых мигрантов, особенно занимающих низкооплачиваемые, низкоквалифицированные рабочие места, уверена Шевцова:
«Данная категория мигрантов ни в коей мере не конкурирует с коренными жителями за эти трудовые места, они занимают определенные ниши, не востребованные нашими жителями».
Возможный результат такого решения по прогнозам эксперта — серьезный дефицит кадров в сферах ЖКХ, строительства и сельского хозяйства, в которых, по ее мнению, иностранцы были задействованы в большей степени.
«Данная мера, на мой взгляд, носит скорее популистский характер для коренных жителей, но не имеет реального отношения к экономическому развитию региона», — считает эксперт.
Депутат областного Заксобрания Вадим Агеенко законопроект назвал безобидным:
«В части сокращения притока мигрантов законопроект своей цели не достигнет. Если они хотят работать, то заплатят и четыре, и пять, и шесть тысяч. Здесь вопрос в другом: власть хочет пополнить казну. И это, думаю, ей удастся. Люди у нас грамотные и знают себе цену. За свой труд они требуют с работодателя большей платы. А вот бизнес у нас сегодня разбалованный. Он только видит собственную выгоду и ищет, как можно сэкономить на рабочей силе. При этом качество работы его не интересует».
Вадим Агеенко уверен, бизнес не захочет остановить миграционный поток:
«Если бизнес скажет, что не будет брать на работу мигрантов, а будет брать только русских, возникнет перекос и волна недовольства. Сам законопроект направлен на то, чтобы собрать побольше денег».
Коллега Вадима Агеенко Алексей Александров уверен, с учетом того, что сейчас происходит в экономике, нужно вводить визы:
«Визы — идеальный вариант. Особенно в нынешней ситуации. Трудовой патент немного облегчает процесс трудоустройства иностранцев. И если цена на него повысится, думаю, ничего страшного не произойдет. Больше пользы будет для бюджета области. Чего-то резко отрицательного ждать не стоит, наоборот, упорядочится движение. Возможно, работы прибавится у правоохранителей и УФМС. Но у них есть все необходимое для воздействия на нелегалов».
Иностранцы из ближнего зарубежья прочно входят в повседневную жизнь Новосибирска. Транспорт, ЖКХ, торговля… Везде иностранные рабочие. Финансовый метод воздействия, безусловно, возымеет свой эффект и принесет бюджету области ощутимую пользу. Но нельзя забывать о теневой стороне. О нелегалах, число которых с 2016 г. может вырасти в разы.
Александр Ярошевский
Фото: magtrk.ru