Слушания и протесты
За час до слушаний, пока велась регистрация участников (записалось 235 человек), за территорией школы прошел пикет против строительства мусоросортировочного завода в Раздольном.
«Садовое некоммерческое товарищество «Почтовик» существует с 1989 г., — рассказала его председатель Валентина Гвоздева. — У нас 250 домов, в 200 из них почти круглый год живут люди. На все лето сюда приезжают с детьми, внуками. А теперь решили здесь сделать помойку. А нас выживают как когда-то индейцев Северной Америки».
«В садовом товариществе «Зеленая поляна» мы год назад купили дачу. В Издревой даже хариус обитает, который водится только в чистейшей воде. Будет погублено такое красивое место, воздух, урожай, краснокнижные животные, отдых!» — переживают Марина Гостева и ее дочь Юлия.
Общественные слушания нужны концессионеру строительства мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле — ООО «Экология-Новосибирск», чтобы соблюсти все пункты законодательства.
Только после этого материалы можно направлять на государственную экологическую экспертизу. А затем, вопреки протестам, строить бизнес с гарантированной прибылью на 40 лет. Ведь, согласно договору, заключенному в июне 2016 г. региональным правительством и компанией-концессионером, последней обещают рост тарифов и солидный объем сырья.
А в случае недостачи — компенсацию из облбюджета. И так — четыре десятилетия! Причем недостача уже заложена в договоре, к таким выводам пришла представительная рабочая группа, почти полгода детально анализировавшая концессионное соглашение.
Очень много вопросов к проектам «Экологии-Новосибирск» и у экологов. Ведь полигон в Раздольном планируется ставить прямо у памятника природы, а в Верх-Туле — над подземным резервуаром воды, зарезервированным на случай ЧС.
Полигон — это 20 м мусора в глубину и еще 55 м в высоту. Полигон в Раздольном, кроме того, оказался в 15-километровом радиусе аэродрома Чкаловского завода. А этого не допускает законодательство.
Тем не менее, вопреки всему, концессионер продолжает двигаться к реализации выгодного для него проекта. И чтобы его отправить на государственно-экологическую экспертизу, нужно пройти общественные слушания.
«Здесь каждый человек может высказаться, каждое выступление обязаны записать. И все высказывания вместе с проектной документацией направят на государственную экологическую экспертизу. Мы приехали сюда с камерой. Все, что здесь скажут, будем фиксировать. Если чьих-то слов мы не увидим в финальном варианте протокола, будем над этим работать», — заверила член инициативной группы «Поможем реке Издревая» Юлия Колеватова.
«Будем сидеть хоть до утра»
Организаторы были готовы заслушать каждого:
«У нас время не регламентировано. Мы будем сидеть хоть до шести утра, а если надо, то и дольше».
Вначале была заслушана часть докладов представителей проекта (всего заявки на доклады подали 22 человека).
Для создания «нужного» настроения был продемонстрировал видеоролик с устрашающими кадрами, где закадровый голос повествовал о том, как быстро Новосибирск и область зарастают мусором. Чтобы избежать коллапса, следовало из видеоряда, необходимо строительство хотя бы двух полигонов — в селах Верх-Тула и Раздольное. А места эти были выбраны с учетом удобной и недорогой логистики. Остальная часть ролика была посвящена презентации планируемого мусорного комплекса, появление которого якобы спасет регион от грязи. Затем последовали презентации, где детально разбирался проект комплекса.
Когда слушания перешли в категорию «вопрос-ответ», местные жители и дачники, привыкшие здесь к тишине, поинтересовались уровнем шума от предприятия.
«Что касается шума, то с 23:00 до 7:00 у нас не будет наблюдаться никакого превышения шума», — ответили им.
«Как не пропустить прохождение отходов первого-третьего классов?» — спрашивали из зала.
В ответ последовал рассказ про жесткую систему контроля.
«Но в первую очередь не надо кидать в мусор такие отходы», — заключили представители интересов концессионера.
Интересовались мобильными отпугивателями птиц на территории полигона.
«Эти отпугиватели (площадь каждого 200 кв. м) будут препятствовать распространению больных птиц, грызунов, а соответственно, и размножению заразы. Если орнитологическая служба отметит большое скопление птиц, только тогда используют эти отпугиватели», — отвечали в «Экологии».
Люди также беспокоились перспективами попадания отходов в реку Издревая.
Концессионер уверял, что его супермембрана исключает любые протечки.
«Независимый эколог» Владимир Кириллов убеждал, что если небольшая часть стоков будет стекать в Издревую, это не опасно:
«Ханты больных животных не захоранивали в землю, а сбрасывали в реку. Потому что воды обновляются быстрее, чем почвы. А еще быстрее обновляется атмосфера. Мусора в городе может быть меньше. Вот мы с вами пищевые отходы выбрасываем. Они слипаются и потом трудно сортируются. Проект достоин, чтобы его направили на государственную экологическую экспертизу».
Но ученый Константин Ермолаев поставил все сказанное под сомнение. Он вспомнил фильм Сергея Герасимова «У озера»:
«Там огромное предприятие, стоящее прямо на берегу Байкала, 40 лет работало. А потом выяснилось, что это опасно».
Он рассказал о призывах в советское время к ядерной энергетике:
«Призывали, пока Чернобыль не случился. Тогда все поняли, чем это чревато».
Константин Ермолаев отметил, что диоксиды, которые будут выделяться при переработке мусора, повлияют на генетические изменения в шести поколениях:
«В Новосибирске и так заболеваемость онкологией высокая. А в радиусе трех километров (если предприятие заработает) она возрастет на 33%».
Он удивился возможностям долгоиграющей мембраны, которую планировалось укрепить на дне Издревой.
«На мембрану идет заводская гарантия два года в условиях регионов с влажным климатом и три года в условиях Сибири. Откуда 60-80 лет или даже несколько поколений? Этот комплекс должен находиться как можно дальше от города», — заключил специалист.
Представители садовых обществ, находящихся неподалеку от реки Издревой, были настроены решительно:
«Вы нарушаете наши конституционные права и права наших детей. Вы не построите свою клоаку! Мы добьемся, что вас здесь не будет! Нам ответили в прокуратуре, что у вас нет согласования проекта с Чкаловским аэродромом. Эти все ваши ООО расшифровываются как «обмануть», «ограбить», «отравить». Здесь реликтовое место. Оно должно быть неприкосновенно для строительства на нем предприятий».
Перспективы
В течение пяти дней после общественных слушаний оформленный протокол будет опубликован в официальных печатных СМИ и на сайте администрации Новосибирского района. До 2 июня на основании протокола можно будет присылать свои замечания и пожелания. Затем проект мусороперерабатывающего завода, с учетом всех мнений, будет отправлен на государственную экологическую экспертизу. При получении положительной оценки проект уйдет на градостроительную экспертизу. А если и там одобрят, то начнется подготовка выдачи разрешения на строительство.
Однако проект соглашения еще предстоит рассмотреть депутатам Законодательного собрания. Они намерены обсудить его и выводы, сделанные рабочей группой, почти полгода разбиравшей документ. Как сообщалось ранее, профильный комитет областного парламента обсудит судьбоносный документ 17 мая. А если потребуется, этот вопрос будет вынесен на сессию. Смогут ли депутаты добиться сколько-нибудь значительных изменений концессионного соглашения, покажет время. И времени этого у них все меньше и меньше. Концессионер собирается за лето пройти все согласования и приступить к строительству мусоросортировочных комплексов.
Эльвира Корченко
Фото автора
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!